МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 24
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Сиротенко М.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Правоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор, Лобова С.В., зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Лобова С.В., зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины: усвоение студентами фундаментальных основ современной правовой науки, овладение базовой юридической терминологией, позволяющей студентам плодотворно изучать и адекватно воспринимать положения отраслевых наук и специальных учебных дисциплин

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
ОПК-2 знанием Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов в части определения ответственности за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, Гражданского кодекса Российской Федерации в части, относящейся к деятельности кадровой службы
ОПК-3 знанием содержания основных разделов Социального права, Миграционного права, касающихся социально-трудовой сферы, содержания основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства; основные нормы права;основные международные акты в сфере правового регулирования;особенности правовой системы Российской Федерации;юридическую технику написания и оформления нормативно-правовых актов; механизм правового регулирования;основные нормы права, регулирующие социально-трудовые отношения; содержание разделов Социального права, Миграционного права, касающихся социально-трудовой сферы;содержание основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ); перспективы дальнейшего развития трудового права; практику применения норм трудового законодательства
3.2.Уметь:
3.2.1.вести спор о праве на основе развитого правосознания; участвовать в процессах правотворчества и правореализации; применять идеи и принципы права в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; интерпретировать основные нормы права; интерпретировать основные нормы права Российской Федерации;сравнивать правовые категории и ограничивать их от смежных понятий;применять нормы права Российской Федерации в конкретной ситуации;
применять нормы трудового законодательства на практике (вскрывать и устанавливать факты правонарушений в сфере трудового права, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных трудовых прав); осуществлять поиск документов, регламентирующих социально-трудовые отношения;применять на практике документы, регламентирующие социально-трудовые отношения


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.восполнения пробелов в праве;применения принципов права в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
интерпретации основных норм права; интерпретации и применения конкретных норм права в определенной ситуации; анализа и применения норм трудового законодательства на практике; поиска документов, регламентирующих социально-трудовые отношения; анализа содержания документов, регламентирующих социально-трудовые отношения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории государства и права. Правовая система общества. Механизм правового регулирования.
1.1. Методологические основы теории государства и права Лекции 2 4 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Методологические основы теории государства и права Практические 2 1 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Методологические основы теории государства и права Сам. работа 2 3 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Происхождение государства и права Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Происхождение государства и права Практические 2 2 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Происхождение государства и права Сам. работа 2 3 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Понятие права Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Понятие права Практические 2 1 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Понятие права Сам. работа 2 1 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Правовая система общества Лекции 2 4 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Правовая система общества Практические 2 2 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Правовая система общества Сам. работа 2 3 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Право в системе социального регулирования Лекции 2 4 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Право в системе социального регулирования Практические 2 4 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Право в системе социального регулирования Сам. работа 2 1 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Правосознание и правовая культура Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Правосознание и правовая культура Практические 2 4 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.18. Правосознание и правовая культура Сам. работа 2 1 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.19. Внутренняя форма права Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.20. Внутрення форма права Практические 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.21. Внутрення форма права Сам. работа 2 1 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.22. Внешняя форма права Лекции 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.23. Внешняя форма права Практические 2 1 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.24. Внешняя форма права Сам. работа 2 1 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.25. Механизм правового регулирования Лекции 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.26. Механизм правового регулирования Практические 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.27. Механизм правового регулирования Сам. работа 2 6 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.28. Правотворчество Лекции 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.29. Правотворчество Практические 2 1 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.30. Правотворчество Сам. работа 2 6 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.31. Норма права Лекции 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.32. Норма права Практические 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.33. Норма права Сам. работа 2 6 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.34. Правоотношение Лекции 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.35. Правоотношение Практические 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.36. Правоотношение Сам. работа 2 8 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.37. Толкование права Лекции 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.38. Толкование права Практические 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.39. Толкование права Сам. работа 2 8 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.40. Реализация права Лекции 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.41. Реализация права Практические 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.42. Реализация права Сам. работа 2 8 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.43. Правонарушение и юридическая отвественность Лекции 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.44. Правонарушение и юридическая отвественность Практические 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.45. Правонарушение и юридическая отвественность Сам. работа 2 8 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.46. Национальный и мировой правопорядок Лекции 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.47. Национальный и мировой правопорядок Практические 2 0 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.48. Национальный и мировой правопорядок Сам. работа 2 8 ОК-4, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бялт В.С. ПРАВОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рыженков А.Я. - под ред. ПРАВОВЕДЕНИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Белов В.А. - под ред., Абросимова Е.А. - под ред. ПРАВОВЕДЕНИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной целью лекционных занятий является изложение
теоретических проблем дисциплины.
Лекционный материал выдается преподавателем в устной форме,
студенты конспектируют основные положения. В рамках
теоретических положений преподавателем совместно со студентами
рассматриваются примеры, необходимые для более лучшего усвоения
теоретического материала.
Для закрепления теоретических знаний по изучаемым проблемам
на лекциях проводятся семинарские занятия.
На семинарских занятиях
рассматриваются актуальные вопросы по темам дисциплины, в целях формирования
навыков на уровне «уметь» и «владеть».
Организация самостоятельной работы – это важнейшее
направление всего процесса обучения, т.к. повышает познавательную
активность будущих профессионалов, способствует формированию
самостоятельного мышления и творческого подхода к решению задач,
часто имеющих поисковый характер.
Для выполнения самостоятельной работы студентам выдаются
вопросы для изучения.