МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория систем и системный анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.физ.-мат.наук, доцент Свердлов М.Ю.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент Кузьмин П.И.

Рабочая программа дисциплины
Теория систем и системный анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон.наук, профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование общих навыков проведения системных исследований социально-экономических процессов и явлений и выработки системных решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. специфику экономических задач;
2. основные положения теории систем;
3. процедуры системного анализа и методы системного моделирования;
4. особенности системного анализа социально-экономических систем;
5. основы межличностных отношений в коллективе.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем;ƒ
2. использовать методы системного моделирования для формализации предметной области исследования;
3. применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем;ƒ
4. использовать методы системного моделирования для формализации предметной области исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. методами сбора, систематизации, анализа, обобщения и интерпретации фактических данных.
2. навыками системного анализа;
3. приемами формализации и построения моделей предметной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория систем и системный анализ
1.1. Основные положения теории систем Лекции 1 1 ОПК-6, УК-1 Л2.1, Л1.2
1.2. Методология системных исследований в экономике Лекции 1 2 ОПК-6, УК-1 Л2.1, Л1.2
1.3. Процедуры системного анализа Лекции 1 1 ОПК-6, УК-1 Л1.2
1.4. Моделирование систем Лекции 1 0 ОПК-6, УК-1 Л1.1
1.5. Модели поведения человека и обществ Лекции 1 0 ОПК-6, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Управление с системных позиций Лекции 1 0 ОПК-6, УК-1 Л1.2
1.7. Связи в системе. Фундаментальные свойства систем. Состав, структура и границы системы. Понятия надсистема, подсистема. Цель системы. Лабораторные 1 1 ОПК-6, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Функционирование и развитие системы. Узкое место системы. Причинно-следственные связи. Усиливающие и уравновешивающие связи. Жизненный цикл системы. Лабораторные 1 1 ОПК-6, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Системность в практической деятельности человека. Системность познавательных процессов. Нблюдатель как системный фактор. Классификация систем. Лабораторные 1 1 ОПК-6, УК-1 Л2.1, Л1.2
1.10. Целеполагание. Выявление системности. Декомпозиция и агрегирование. Измерения. Выбор. Лабораторные 1 1 ОПК-6, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.11. Моделирование как основной подход к исследованию систем. Этапы моделирования. Принципы построения моделей экономических систем. Проблемы построения моделей экономических систем. Лабораторные 1 1 ОПК-6, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.12. Виды управляющих воздействий. Управление по принципу ведущего звена. Организационная структура системы (виды и роль). Системы информационной поддержки управления (роль и принципы организации). Лабораторные 1 1 ОПК-6, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.13. Работа с конспектами лекций. Подготовка к лабораторным занятиям. Сам. работа 1 60 ОПК-6, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.14. Подготовка к итоговой аттестации по дисциплине. Сам. работа 1 29 ОПК-6, УК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении: учебное пособие для вузов Финансы и статистика, 2006
Л1.2 В.Н. Волкова, А.А. Денисов Теория систем и системный анализ: Учебник М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Журавлева В.В. Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория систем и системный анализ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Система имитационного моделирования бизнес-процессов Project Expert.
2. MS Office – пакет офисных программ
3. Internet Explorer – Интернет-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Теория систем и системный анализ». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины, основная и дополнительная литература в библиотеке университета, возможность получения индивидуальной консультации у преподавателя.
Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме.
Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Теория систем и системный анализ»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- выполнение расчетных заданий по моделированию практических ситуаций.