МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лингвопоэтика и риторика художественной литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 114
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 114 114 114 114
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н. , проф. , М.П. Гребнева

Рецензент(ы):
д.ф.н. проф., проф., В.В.Десятов

Рабочая программа дисциплины
Лингвопоэтика и риторика художественной литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получить целостное представление о лингвопоэтико-риторических закономерностях художественного произведения, деятельности по его созданию и восприятию, преобразованию и распространению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.13.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
ПК-2 способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые категории лингвопоэтики и риторики художественного произведения, теоретические (лингвопоэтические, риторические) основы создания и восприятия, преобразования и распространения художественного произведения
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать лингвопоэтико-риторические закономерности художественного произведения в деятельности по его созданию и восприятию, преобразованию и распространению
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний и умений в процессе ананлитической и литературно-творческой работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Вводная беседа: Что такое лингвистическая поэтика (лингвопоэтика) художественной литературы Практические 5 2 ПК-1, ПК-2 Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Художественный текст: лингвопоэтика
2.1. Лингвопоэтика художественного текста: единство и целостность текста Практические 5 2 ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.4
2.2. Композиционно-речевая структура художественного текста Практические 5 2 ПК-1, ПК-2 Л2.4, Л1.2
2.3. Типы и виды речи в художественном тексте: лингвопоэтический аспект Практические 5 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1
2.4. Диалогичность художественного текста Практические 5 4 ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.5. Письменная работа Практические 5 2 ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л2.1
2.6. Лингвистическая поэтика художественного текста Сам. работа 5 48 ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
Раздел 3. Язык и стиль художественной литературы
3.1. Язык Петровского времени Практические 5 1 ПК-1, ПК-2 Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.2. Риторический и литературный жанр слова в наследии Ф. Прокоповича Практические 5 1 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.3. Генетические признаки ораторских жанров в сатирах А. Кантемира Практические 5 1 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.4. Понятие торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона Практические 5 1 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.5. Анализ текста повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Практические 5 1 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.6. «Горе от ума» как памятник русской художественной речи Практические 5 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.7. Язык «Бориса Годунова» А.С. Пушкина Практические 5 1 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.8. «Свое» и «Чужое» в поэтическом стиле Жуковского, Лермонтова и Тютчева Практические 5 1 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1
3.9. Стиль прозы Лермонтова («Вадим») Практические 5 1 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.10. Стиль прозы Лермонтова («Княгиня Лиговская») Практические 5 2 ПК-1, ПК-2 Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.11. Стиль прозы Лермонтова («Герой нашего времени») Практические 5 2 ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.12. Сам. работа 5 66 ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Что изучает лингвистическая поэтика художественной литературы?
Основные направления в лингвистической поэтике художественной литературы.
Что такое «общий» язык и как он преобразуется в художественный язык? Понятие эвокации.
Лингвопоэтика художественного приема.
Способы преобразования слова «общего» языка в слово поэтическое. Роль контекста.
Знаменательные и служебные слова как объект лингвопоэтики.
Способы преобразования слова «общего» синтаксиса в синтаксис поэтический.
Неязыковые средства в лингвистической поэтике.
Единство художественного текста в лингвопоэтическом аспекте. Ключевые слова.
Целостность художественного текста в лингвопоэтическом аспекте. Композиционно-речевые структуры, их роль в обеспечении целостности текста.
Типы композиционно-речевых структур, их преобразования и взаимодействия в тексте.
Художественный текст как сфера бытования типов и видов речи. Принципы и способы эвокации типов и видов речи в художественном тексте.
Диалогичность художественного текста: внутренняя и внешняя диалогичность. Ее способы и приемы.
Чужая речь как конструктивно-синтаксическое средство эвокации чужой речи. Способы и приемы преобразования чужой речи.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александров, Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Ивин, А. А. Риторика: учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/508937CF-32AF-4260-9CDB-D0993E99CDE7
Л1.3 Зверев, С. Э. Риторика : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CDACDD6D-BBE6-4031-B028-717DF7BC910A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Творчество В.М. Шукшина. Энциклопедическиий словарь-справочник. Т 1-3.: словарь-справочник Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004-2007
Л2.2 Н. А. Николина Филологический анализ текста: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2003
Л2.3 гл. ред. В.Н.Ярцева Лингвистический энциклопедический словарь : словарь М.: Советская энциклопедия, 1990
Л2.4 В. В. Виноградов Проблемы русской стилистики: монография М.: Высшая школа, 1981
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.proza.ru - крупнейший в России сервер современной прозы
Э2 www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
Э3 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э4 www.google.ru – поисковая система google
Э5 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э6 Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) www.gpntb.ru
Э7 http://www.rubricon.ru/ Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета www.rubricon.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Работа на лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.


2. Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс.
Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).