МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерное моделирование экономических процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.физ.-мат.наук, доцент Свердлов М.Ю.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент Кузьмин П.И.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерное моделирование экономических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон.наук, профессор, Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор, Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания курса является обучение студентов основам работы с компьютерными моделями для решения экономических задач, навыкам работы с математическими моделями, реализованными в программных пакетах, умению использовать математические, имитационные модели и информационные технологии при решении задач экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-17 способность использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы применения модельного и системного подходов для исследования сложных объектов, процессов, явлений; основы компьютерного моделирования при исследовании социально-экономических процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять известные экономико-математические и компьютерные модели для решения вновь возникающих задач; разрабатывать компьютерные модели экономических процессов по предложенному алгоритму; применять методы анализа прикладной области для лучшего понимания задачи и подготовки ее к решению с помощью информационно-компьютерных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки выявления факторов внутренней и внешней среды, определения их влияния на результативные показатели; применения полученного опыта к решению вновь возникающих задач в области моделирования конкретных социально-экономических ситуаций на основе компьютерного моделирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методические основы моделирования. Компьютерное моделирование.
1.1. Моделирование. Виды моделей. Компьютерное моделирование. Этапы построения и применения компьютерных моделей. Лекции 8 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.2. Формирование массивов исходных статистических данных на основе открытых информационных ресурсов для моделирования экономических процессов Лабораторные 8 6 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.3. Выполнение индивидуального задания на тему "Формирование массива статичтических показатерей динамики экономических показателей". Сам. работа 8 4 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.4. Моделирование динамики показателей тренд-сезонных процессов с использованием адаптивных моделей. Лекции 8 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.5. Построение моделей динамических временных рядов и оценка их качества. Прогнозирование показателей экономических процессов. Лабораторные 8 4 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.6. Оптимизация параметров моделей динамических временных рядов адаптивных моделей. Лабораторные 8 4 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.7. Моделирование показателей финансовых инструментов для принятия решений на рынках ценных бумаг. Лекции 8 4 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.8. Построение компьютерных моделей принятия решений при роаботе с финансовыми инструментами на основе индикаторов и осцилляторов ценовых характерискик. Лабораторные 8 4 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.9. Выполнение индивидуального задания "Реализация компьютерной модели технического анализа финансовых инструментов" Сам. работа 8 6 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.10. Иммитационное моделирование экономических процессов. Лекции 8 4 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.11. Построение иммитационной модели стохастических экономических процессов с использованием генератора случайных чисел. Лабораторные 8 4 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.12. Компьютерная реализация модели ценообразования капитальных активов (САРМ). Лекции 8 4 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.13. Применение методов и моделей нелинейного математического программирования для формирования портфеля финансовых инструментовминимального риска. Лабораторные 8 4 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.14. Выполнение индивидуального задания "Формирование портфеля ценных бумаг минимального риска с использованием реальных актуальных данных рынка ценных бумаг" Сам. работа 8 5 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.15. Изучение теоретических положений с помощью конспектов лекций, основной и дополнительной литературы. Сам. работа 8 4 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.16. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям. Сам. работа 8 4 ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.17. Подготовка к итоговой аттестации по дисциплине. Сам. работа 8 16 ПК-17 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Особенности построения компьютерных моделей экономических процессов и явлений.
Раздел 3. Типовые модели экономики и их компьютерная реализация.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьмин П.И. Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Система имитационного моделирования бизнес-процессов Project Expert.
2. MS Office – пакет офисных программ
3. Internet Explorer – Интернет-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Компьютерное моделирование экономических процессов». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины, основная и дополнительная литература в библиотеке университета, возможность получения индивидуальной консультации у преподавателя.
Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования».
Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме.
Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Компьютерное моделирование экономических процессов»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- выполнение расчетных заданий по моделированию практических ситуаций.