МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент. Компьютерное моделирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент. Компьютерное моделирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., Рудакова О.Ю., доцент кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., Рудакова О.Ю., доцент кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - получение системы знаний о проблемах и методах компьютерного моделирования, используемых в решении управленческих задач, а также выработка у обучающихся навыков применения математических методов и моделей для прогнозирования общего развития социально-экономических систем и процессов, происходящих в них, на макро- и на микроуровне.
Задачи дисциплины:
1) ознакомление с основными концепциями, базовыми теоретическими подходами и моделями, используемыми в принятии управленческих решений;
2) развитие навыков построения математических и компьютерных моделей и их применения в практической деятельности в условиях принятия управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 выбор рациональных информационных систем и информационно-коммуникативных технологий решения для управления бизнесом
ПК-18 способность использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- рациональные информационные системы и информационно-коммуникативные технологии для управления бизнесом и принятия управленческих решений;
- математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации в моделировании менеджмента;
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать и систематизировать исходную информацию, применять математический аппарат и инструментальные средства;
- строить математические и компьютерные модели и анализировать полученные результаты;
- принимать управленческие решения на основе полученных результатов.
- применять информационные системы и информационно-коммуникативные технологии для управления бизнесом и принятия управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-способностью использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования;
-навыками выбора и применения рациональных информационных систем и информационно-коммуникативных технологий решения для управления бизнесом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.1. Тема 1. Понятие модели и моделирования. Этапы моделирования. Виды моделирования. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
1.2. Тема 1. Понятие модели и моделирования. Этапы моделирования. Виды моделирования. Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
1.3. Тема 1. Понятие модели и моделирования. Этапы моделирования. Виды моделирования. Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
1.4. Тема 2. Принятие управленческих решений.Решение. Оптимальное решение. Этапы принятия решений. Медели принятия решений. Дерево решений Лекции 7 2 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
1.5. Тема 2. Принятие управленческих решений.Решение. Оптимальное решение. Этапы принятия решений. Медели принятия решений. Дерево решений Лабораторные 7 4 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
1.6. Тема 2. Принятие управленческих решений.Решение. Оптимальное решение. Этапы принятия решений. Медели принятия решений. Дерево решений Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
Раздел 2. 2. Линейное и нелинейное программирование.
2.1. Тема 3. Моделирование производственной программы.Транспортная задача и задачи сводимые к ней. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
2.2. Тема 3. Моделирование производственной программы.Транспортная задача и задачи сводимые к ней. Лабораторные 7 4 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
2.3. Тема 3. Моделирование производственной программы.Транспортная задача и задачи сводимые к ней. Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
2.4. Тема 4. Метод анализа иерархий и его применение в решении управленческих задач Лекции 7 2 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
2.5. Тема 4. Метод анализа иерархий и его применение в решении управленческих задач Лабораторные 7 4 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
2.6. Тема 4. Метод анализа иерархий и его применение в решении управленческих задач Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
Раздел 3. 3. Моделирование в управлении организацией
3.1. Тема 5. Моделирование финансового состояния организации Лекции 7 2 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
3.2. Тема 5. Моделирование финансового состояния организации Лабораторные 7 4 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
3.3. Тема 5. Моделирование финансового состояния организации Сам. работа 7 5 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
3.4. Тема 6. Моделирование организационной структуры Лекции 7 2 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
3.5. Тема 6. Моделирование организационной структуры Лабораторные 7 4 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
3.6. Тема 6. Моделирование организационной структуры Сам. работа 7 6 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
3.7. Тема 7. Моделирование бизнес-процессов Лекции 7 2 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
3.8. Тема 7. Моделирование бизнес-процессов Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
3.9. Тема 7. Моделирование бизнес-процессов Сам. работа 7 6 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
3.10. Тема 8.Моделирование организационных изменений Лекции 7 2 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
3.11. Тема 8.Моделирование организационных изменений Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
3.12. Тема 8.Моделирование организационных изменений Сам. работа 7 6 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4
3.13. Экзамен 7 27 ПК-3, ПК-18 Л2.4, Л2.9, Л1.2, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.11, Л2.7, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колокольникова, А.И. Excel 2013 для менеджеров в примерах : М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275267
Л1.2 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2020 biblioclub.ru
Л1.3 Майорова Е.В. - Отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Пакулин В. Н. Решение задач оптимизации управления с помощью MS Excel 2010: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колокольникова, А.И. Компьютерное моделирование финансовой деятельности: учебное пособие М. : Директ-Медиа,, 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143511
Л2.2 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 А. Ф. Горшков [и др.] ; ред. Н. П. Тихомиров Компьютерное моделирование менеджмента: учеб. пособие для вузов М. : ЭКЗАМЕН, 2004
Л2.5 Филиппов Л.А., Юдинцев А.Ю. Менеджмент. Компьютерное моделирование: учеб. пособие Барнаул : [Аз Бука], 2006 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/785
Л2.6 Токарев В. В. Модели и решения : Исследование операций для экономистов, политологов и менеджеров: учебное пособие , 2013 г. biblioclub.ru
Л2.7 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.8 Кочеткова А. И., Кочетков П. Н. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ, СУЩНОСТЬ И МОДЕЛИ 6-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.9 Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.10 Бусов В.И. Управленческие решения: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.11 А. С. Шапкин, В. А. Шапкин Теория риска и моделирование рисковых ситуаций : учебник Москва : Дашков и К,, 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 Электронное издание журнала "Эффективное антикризисное управление": http://www.e-c-m.ru/
Э4 Электронное издание журнала "Менеджмент в России и за рубежом":http://www.mevriz.ru/
Э5 Электронно-библиотечная система Издательства "Лань": http://e.lanbook.com/
Э6 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": http://www.biblioclub.ru/
Э7 Курс в Moodle «Менеджмент. Компьютерное моделирование» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.