МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерное моделирование экономических процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.физ.-мат.наук, доцент Свердлов М.Ю.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент Кузьмин П.И.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерное моделирование экономических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон.наук, профессор, Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор, Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания курса является обучение студентов основам работы с компьютерными моделями для решения экономических задач, навыкам работы с математическими моделями, реализованными в программных пакетах, умению использовать математические, имитационные модели и информационные технологии при решении задач экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы применения модельного и системного подходов для исследования сложных объектов, процессов, явлений; основы компьютерного моделирования при исследовании социально-экономических процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять известные экономико-математические и компьютерные модели для решения вновь возникающих задач; разрабатывать компьютерные модели экономических процессов по предложенному алгоритму; применять методы анализа прикладной области для лучшего понимания задачи и подготовки ее к решению с помощью информационно-компьютерных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки выявления факторов внутренней и внешней среды, определения их влияния на результативные показатели; применения полученного опыта к решению вновь возникающих задач в области моделирования конкретных социально-экономических ситуаций на основе компьютерного моделирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методические основы моделирования. Компьютерное моделирование.
1.1. Моделирование. Виды моделей. Компьютерное моделирование. Этапы построения и применения компьютерных моделей. Лекции 3 1 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.2. Формирование массивов исходных статистических данных на основе открытых информационных ресурсов для моделирования экономических процессов Лабораторные 3 1 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.3. Выполнение индивидуального задания на тему "Формирование массива статичтических показатерей динамики экономических показателей". Сам. работа 3 8 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.4. Моделирование динамики показателей тренд-сезонных процессов с использованием адаптивных моделей. Лекции 3 1 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.5. Построение моделей динамических временных рядов и оценка их качества. Прогнозирование показателей экономических процессов. Лабораторные 3 1 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.6. Оптимизация параметров моделей динамических временных рядов адаптивных моделей. Лабораторные 3 1 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.7. Моделирование показателей финансовых инструментов для принятия решений на рынках ценных бумаг. Лекции 3 1 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.8. Построение компьютерных моделей принятия решений при роаботе с финансовыми инструментами на основе индикаторов и осцилляторов ценовых характерискик. Лабораторные 3 1 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.9. Выполнение индивидуального задания "Реализация компьютерной модели технического анализа финансовых инструментов" Сам. работа 3 10 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.10. Иммитационное моделирование экономических процессов. Лекции 3 1 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.11. Построение иммитационной модели стохастических экономических процессов с использованием генератора случайных чисел. Лабораторные 3 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.12. Компьютерная реализация модели ценообразования капитальных активов (САРМ). Лекции 3 2 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.13. Применение методов и моделей нелинейного математического программирования для формирования портфеля финансовых инструментовминимального риска. Лабораторные 3 2 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.14. Выполнение индивидуального задания "Формирование портфеля ценных бумаг минимального риска с использованием реальных актуальных данных рынка ценных бумаг" Сам. работа 3 10 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.15. Изучение теоретических положений с помощью конспектов лекций, основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 16 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.16. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям. Сам. работа 3 16 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.17. Подготовка к итоговой аттестации по дисциплине. Сам. работа 3 28 ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Особенности построения компьютерных моделей экономических процессов и явлений.
Раздел 3. Типовые модели экономики и их компьютерная реализация.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьмин П.И. Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Система имитационного моделирования бизнес-процессов Project Expert.
2. MS Office – пакет офисных программ
3. Internet Explorer – Интернет-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Компьютерное моделирование экономических процессов». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины, основная и дополнительная литература в библиотеке университета, возможность получения индивидуальной консультации у преподавателя.
Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования».
Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме.
Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Компьютерное моделирование экономических процессов»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- выполнение расчетных заданий по моделированию практических ситуаций.