МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы принятия управленческих решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 117
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горбунов Юрий Вадимович

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Методы принятия управленческих решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Методы принятия управленческих решений являются изучение различных теоретических концепций и практических методик разработки управленческих решений, что обеспечит формирование современных компетенций, знаний и навыков, необходимых для эффективного управления социально-экономическими системами разного уровня.
В ходе учебного процесса ставятся задачи научить: 1) владеть категориальным аппаратом теории разработки управленческих решений; 2) применять различные методологические подходы и концепции управления к разработке управленческих решений; 3) использовать современные качественные и количественные модели и методики разработки и принятия управленческих решений; 4) проводить диагностику, оценку и экспертизу эффективности управленческих решений; 5) применять положительный отечественный и зарубежный опыт разработки и принятия управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ПК-1 умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
ПК-18 способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности
ПК-21 умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры
ПК-25 умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы разработки организационно-управленческих решений
методы принятия управленческих решений
методы реализации управленческих решений
методы проектирования организационных действий
методы оценки качества управленческих решений и административных процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы разработки, принятия и реализации организационно-управленческих решений на практике
разрабатывать управленческие решения
проектировать организационные действия
оценивать качество управленческих решений и административных процессов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками нахождения организационно-управленческих решений, оценки их результаты
навыками разработки, принятия и реализации управленческих решений
навыками проектирования организационных действий
навыками оценки качества управленческих решений и административных процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и место принятия решения в процессе управления
1.1. Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления Практические 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления Сам. работа 3 20 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Типы управленческих решений
2.1. Теоретические аспекты разработки управленческих решений;типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений Практические 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Теоретические аспекты разработки управленческих решений;типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Теоретические аспекты разработки управленческих решений;типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений Сам. работа 3 20 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Экспертные методы в разработке управленческих решений
3.1. Экспертные методы в разработке управленческих решений Лекции 3 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Экспертные методы в разработке управленческих решений Практические 3 4 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Экспертные методы в разработке управленческих решений Сам. работа 3 20 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Методы синектики в принятии управленческих решений
4.1. Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. Сам. работа 3 17 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Метод мозгового штурма
5.1. Метод мозгового штурма Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.2. Метод мозгового штурма Практические 3 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.3. Метод мозгового штурма Сам. работа 3 20 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Метод причинно-следственного анализа
6.1. Метод причинно-следственного анализа Лекции 3 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
6.2. Метод причинно-следственного анализа Практические 3 0 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
6.3. Метод причинно-следственного анализа Сам. работа 3 20 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
6.4. Экзамен 3 9 ОПК-2, ПК-1, ПК-18, ПК-21, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Методы принятия управленческих решений Методы принятия управленческих решений : Учебное пособие В.И. Катаева, М.С. Козырев, 17.05.2017 biblioclub.ru
Л1.2 Карданская, Н.Л. Принятие управленческого решения=Managementdecisionmaking : Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, , 2017 biblioclub.ru
Л1.3 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. Управленческие решения : учебник М. : «Дашков и К", 2023 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харитонова, И.В. Основы теории принятия управленческих решений : учебник Архангельск : САФУ, 2015, 17.05.2017 biblioclub.ru
Л2.2 Филинов-Чернышев, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений : учебник и практикум для вузов М. Издательство Юрайт, 2017, 2018 www.biblio-online.ru/book/B67EEE48-5249-427A-9FB4-E7895DAF9336.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология,
Э2 www.fd.ru – Журнал "Финансовый директор"
Э3 www.finam.ru – Финансовая информация
Э4 www.finansmag.ru – Журнал "Финанс."
Э5 www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам
Э6 www.finrisk.ru – Финансовые риски
Э7 www.fira.ru – база данных по российским компаниям
Э8 www.forexpf.ru – Финансовая информация для рынка FOREX
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.