Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в экономике |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИЭ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор, Мамченко О.П.
1.1. | Изучение общей теории безопасности, вопросов обеспечения экономической безопасности: в реальном секторе, инвестиционной и инновационной деятельности, в секторе услуг, финансово-кредитной сфере, на региональном уровне, во внешнеэкономической деятельности. Освоение методов и инструментов защиты в системе экономической безопасности и при обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - понятийный аппарат по дисциплине "Экономическая безопасность"; - знать угрозы, уровни экономической безопасности; - специфику защиты экономической безопасности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять угрозы экономической безопасности по всем уровням (международный, национальный, предприятие, личность); специфику профессионального отбора персонала, процедуры увольнения персонала с предприятия; уметь применять меры по обеспечению информационной безопасности предприятия, определять факторы, влияющие на экономическую безопасность личности; экологическая безопасность как основной фактор экономической безопасности личности; «инструменты экологической политики», обеспечивающие экономическую безопасность личности; угрозы экономической безопасности, которые приводят к таким последствиям, как аварии, катастрофы, стихийные бедствия. Уметь:оценить риск возникновения опасностей, которые влияют на экономическую безопасность предприятия и личности; принимать решения в условиях кризисных ситуаций, которые возникают вследствие несоблюдения норм экономической безопасности предприятия; предотвратить возникновение конфликтных ситуаций на предприятии, применять на практике конкретные меры защиты человека от воздействия окружающей среды и производственных условий, влияющих на экономическую безопасность предприятия и личности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть оценкой влияния неблагоприятных воздействий окружающей среды и производственной деятельностина экономическую безопасность предприятия и личности; организовать выбор средств защиты человека на конкретном производстве, влияющих на экономическую безопасность предприятия;: способностью принимать решения в кризисных ситуациях, которые возникают вследствие несоблюдения норм и правил экономической безопасности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность и основные показатели экономической безопасности. | ||||||
1.1. | Понятие экономической безопасности. | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Понятие экономической безопасности. | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Уровни экономической безопасности | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Угрозы экономической безопасности | ||||||
2.1. | Уровни экономической безопасности | Лабораторные | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Классификация угроз международной экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности страны. | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Классификация угроз международной экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности страны. | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4 | Л1.2 |
2.4. | Классификация угроз международной экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности страны. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Классификация угроз экономической безопасности предприятия. Классификация и краткая характеристика угроз экономической безопасности личности | Лекции | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Классификация угроз экономической безопасности предприятия. Классификация и краткая характеристика угроз экономической безопасности личности | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Экономическая безопасность фирм, предприятий. | ||||||
3.1. | Сущность и основные понятия. Обеспечение информационной безопасности фирмы. | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1 |
3.2. | Сущность и основные понятия. Обеспечение информационной безопасности фирмы. | Практические | 3 | 4 | ОК-4 | Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Сущность и основные понятия. Обеспечение информационной безопасности фирмы. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Технические каналы утечки информации. Виды компьютерных преступлений. | Лабораторные | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1 |
3.5. | Технические каналы утечки информации. Виды компьютерных преступлений. | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1 |
3.6. | Технические каналы утечки информации. Виды компьютерных преступлений. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1 |
Раздел 4. Защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны. | ||||||
4.1. | Сведения, составляющие коммерческую тайну. | Практические | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4 | Л1.2 |
4.2. | Сведения, составляющие коммерческую тайну. | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1 |
Раздел 5. Проблемы безопасности в работе с кадрами | ||||||
5.1. | Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия. Принципы организации профессионального отбора. | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1 |
5.2. | Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия. Принципы организации профессионального отбора. | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-3, ОК-4 | Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Применение психодиагностических методик в исследовании персонала предприятия. Проблемы работы с персоналом на предприятиях. Процесс увольнения кадров. | Лабораторные | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4 | Л1.2 |
Раздел 6. Экономическая безопасность личности. | ||||||
6.1. | Личность как биосоциальная система. Правовое обеспечение экономической безопасности личности. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-3, ОК-4 | Л1.2 |
6.2. | Факторы, влияющие на экономическую безопасность личности. | Лекции | 3 | 4 | ОК-4 | Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Факторы, влияющие на экономическую безопасность личности. | Практические | 3 | 1 | ОК-3, ОК-4 | Л1.2 |
6.4. | Факторы, влияющие на экономическую безопасность личности. | Практические | 3 | 1 | ОК-3, ОК-4 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для подготовки докладов-презентаций по индивидуальным темам, задания в тестовой форме, вопросы к зачёту. Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Смотри приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Смотри приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончаренко Л.П. - под общ. ред., Акулинин Ф.В. - под общ. ред. | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Уразгалиев В.Ш. | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1) www.acma.ru/Links/dirid/101/; | |||
Э2 | 2) www.stavsu.ru; | |||
Э3 | 3) ecsocman.hse.ru/net/35884093; | |||
Э4 | 4) Поисковыесистемы: AltaVista, HotBot, InfoSeek, Looksmart, Lycos. | |||
Э5 | 5) Библиотека экономики. http://www.finansy.ru/publ.htm | |||
Э6 | 6) Библиотека экономической литературы. http://business.kulichki.net/. | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Приложения MS Offie: - Windows, - MS Word, - MS Excel. 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
207С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц |
Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Экономическая безопасность». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины, Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды: - изучение понятийного аппарата дисциплины «Экономическая безопасность»; - изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану; - работу над основной и дополнительной литературой; - самоподготовка к практическим и другим видам занятий; - самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине; - самостоятельная работа студента в библиотеке; - изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет. |