МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
курсовая работа: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Межова Людмила Николаевна

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Ольга Николаевна, к.э.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Соколова Ольга Николаевна, к.э.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студента системное представление о тенденциях развития менеджмента;
сформировать у студента менеджерские навыки находить организационно-управленческие решения и готовность нести за их ответственность.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ОПК-6 владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объективные тенденции развития современного менеджмента;
закономерности, принципы и методы управления социально-экономическими системами;
методы получения, обобщения и использования управленческой информации при разработке управленческих решений и планов;
основные функции менеджмента и механизмы их реализации в практике управления организациями;
виды организационно-управленческих решений и методы их принятия.


3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в области менеджмента на практике;
ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность с позиции социальной значимости;
применять методы принятия решений в управлении организацией;
осуществлять основные управленческие функции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний и умений в области менеджмента на практике;
навыками реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);
способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиции социальной значимости принимаемых решений;
владением методами принятия решений в управлении операционной(производственной) деятельности организаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы управления социально-экономическими системами (организациями).
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 3 6 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 3 8 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 3 12 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
1.4. Процесс и процедура принятия решения Лекции 3 8 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
1.5. Процесс и процедура принятия решения Практические 3 8 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
1.6. Процесс и процедура принятия решения Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Организационные структуры управления и групповая динамика
2.1. Организационные структуры управления Лекции 3 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
2.2. Организационные структуры управления Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
2.3. Организационные структуры управления Сам. работа 3 13 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
2.4. Групповая динамика и руководство Лекции 3 6 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
2.5. Групповая динамика и руководство Практические 3 6 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
2.6. Групповая динамика и руководство Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 3. Природа и состав функций менеджмента.
3.1. Функции менеджмента и их взаимосвязь Лекции 3 10 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.2. Функции менеджмента и их взаимосвязь Практические 3 10 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
3.3. Функции менеджмента и их взаимосвязь Сам. работа 3 14 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 4. Стили и эффективность управления
4.1. Обеспечение эффективности деятельности Лекции 3 8 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
4.2. Обеспечение эффективности деятельности Практические 3 8 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
4.3. Обеспечение эффективности деятельности Сам. работа 3 14 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5
4.4. Подготовка курсовой работы Сам. работа 3 30 ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маслова, Е.Л Теория менеджмента: Практикум для бакалавров М.: Дашков и К, 2014 e.lanbook.com
Л1.2 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.3 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Л. Карданская Принятие управленческого решения: Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Балашов А. П. Теория менеджмента: учебное пособие М. : ИНФРА-М, 2014
Л2.3 Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов Менеджмент: Учебник М. : Академия, 2014
Л2.4 А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова Теория менеджмента: Учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
Л2.5 Гапоненко А.Л., Савельева М.В. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
Э11 Курс в Moodle " Менеджмент" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Наиболее важным моментом самостоятельной работы является выполнение КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Теоретическая часть курсовой работы выполняется по установленным темам с использованием практических материалов. Курсовая работа имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных теоретических или практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований. Она представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем изучаемой дисциплины. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разделенная на главы и параграфы, заключение, список литературы; приложение.
Во введении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, исследования, цель и задачи исследования; методы исследования. В основной части подробно раскрывается содержание темы. Каждая глава основной части должна заканчиваться выводами. В заключении курсовой работы даются краткие выводы, полученные в результате исследования проблемы, а также практические рекомендации и предложения. В список литературы студент включает только те документы, которые он использовал при написании курсовой работы. В приложении содержится иллюстративный материал. Текст курсовой работы оформляется на листах белой бумаги формата А4.
Более подробно методические указания по курсу представлены в системе MOODLE
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2642