МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.физ.-мат.наук, доцент Свердлов М.Ю.

Рецензент(ы):
д-р.экон. наук, профессор Мамченко О.П.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон.наук, профессор, Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор, Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение общей теории безопасности, вопросов обеспечения экономической безопасности: в реальном секторе, инвестиционной и инновационной деятельности, в секторе услуг, финансово-кредитной сфере, на региональном уровне, во внешнеэкономической деятельности. Освоение методов и инструментов защиты в системе экономической безопасности и при обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-9 организация взаимодействия с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления информационной безопасностью ИТ-инфраструктуры предприятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- понятийный аппарат по дисциплине "Экономическая безопасность";
- знать угрозы, уровни экономической безопасности;
- специфику защиты экономической безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.определять угрозы экономической безопасности по всем уровням (международный, национальный, предприятие, личность); специфику профессионального отбора персонала, процедуры увольнения персонала с предприятия; уметь применять меры по обеспечению информационной безопасности предприятия, определять факторы, влияющие на экономическую безопасность личности; экологическая безопасность как основной фактор экономической безопасности личности; «инструменты экологической политики», обеспечивающие экономическую безопасность личности; угрозы экономической безопасности, которые приводят к таким последствиям, как аварии, катастрофы, стихийные бедствия.
Уметь:оценить риск возникновения опасностей, которые влияют на экономическую безопасность предприятия и личности; принимать решения в условиях кризисных ситуаций, которые возникают вследствие несоблюдения норм экономической безопасности предприятия; предотвратить возникновение конфликтных ситуаций на предприятии,
применять на практике конкретные меры защиты человека от воздействия окружающей среды и производственных условий, влияющих на экономическую безопасность предприятия и личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть оценкой влияния неблагоприятных воздействий окружающей среды и производственной деятельностина экономическую безопасность предприятия и личности;
организовать выбор средств защиты человека на конкретном производстве, влияющих на экономическую безопасность предприятия;: способностью принимать решения в кризисных ситуациях, которые возникают вследствие несоблюдения норм и правил экономической безопасности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и основные показатели экономической безопасности.
1.1. Понятие экономической безопасности. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие экономической безопасности. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2
1.3. Уровни экономической безопасности Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Угрозы экономической безопасности
2.1. Уровни экономической безопасности Лабораторные 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2
2.2. Классификация угроз международной экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности страны. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2
2.3. Классификация угроз международной экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности страны. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2
2.4. Классификация угроз международной экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности страны. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2
2.5. Классификация угроз экономической безопасности предприятия. Классификация и краткая характеристика угроз экономической безопасности личности Лекции 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2
2.6. Классификация угроз экономической безопасности предприятия. Классификация и краткая характеристика угроз экономической безопасности личности Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Экономическая безопасность фирм, предприятий.
3.1. Сущность и основные понятия. Обеспечение информационной безопасности фирмы. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1
3.2. Сущность и основные понятия. Обеспечение информационной безопасности фирмы. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2
3.3. Сущность и основные понятия. Обеспечение информационной безопасности фирмы. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2
3.4. Технические каналы утечки информации. Виды компьютерных преступлений. Практические 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1
3.5. Технические каналы утечки информации. Виды компьютерных преступлений. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1
3.6. Технические каналы утечки информации. Виды компьютерных преступлений. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-9 Л1.1
Раздел 4. Защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны.
4.1. Сведения, составляющие коммерческую тайну. Практические 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.2
4.2. Сведения, составляющие коммерческую тайну. Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-9 Л1.1
Раздел 5. Проблемы безопасности в работе с кадрами
5.1. Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия. Принципы организации профессионального отбора. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.1
5.2. Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия. Принципы организации профессионального отбора. Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2
5.3. Применение психодиагностических методик в исследовании персонала предприятия. Проблемы работы с персоналом на предприятиях. Процесс увольнения кадров. Лабораторные 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.2
Раздел 6. Экономическая безопасность личности.
6.1. Личность как биосоциальная система. Правовое обеспечение экономической безопасности личности. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-9 Л1.2
6.2. Факторы, влияющие на экономическую безопасность личности. Лекции 3 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.1, Л1.2
6.3. Факторы, влияющие на экономическую безопасность личности. Лабораторные 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2
6.4. Факторы, влияющие на экономическую безопасность личности. Лабораторные 3 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для подготовки докладов-презентаций по индивидуальным темам, задания в тестовой форме, вопросы к зачёту. Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончаренко Л.П. - под общ. ред., Акулинин Ф.В. - под общ. ред. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Уразгалиев В.Ш. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1) www.acma.ru/Links/dirid/101/;
Э2 2) www.stavsu.ru;
Э3 3) ecsocman.hse.ru/net/35884093;
Э4 4) Поисковыесистемы: AltaVista, HotBot, InfoSeek, Looksmart, Lycos.
Э5 5) Библиотека экономики. http://www.finansy.ru/publ.htm
Э6 6) Библиотека экономической литературы. http://business.kulichki.net/.
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Экономическая безопасность». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины,
Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Экономическая безопасность»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет.