МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы международного права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-3-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы международного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 20.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 20.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины "Международное право" состоит в познании международного права как особой правовой системы, регулирующей межгосударственные отношения для обеспечения мира и безопасности, а также оказывающей воздействие на национальное право отдельных государств.

Задачами учебной дисциплины является формирование у студентов:
- основных категорий и понятий международного права;
- основных положений ключевых международных правовых актов, а также действующего федерального и регионального законодательства в области межгосударственных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способность на практике защитить свои законнеы права, в том числе личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении, использовать Гражданский кодекс россисйкой Федерации и другие нормативные правовые акты
ПК-15 владение знаниями о правовых основах международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на внешнюю политику Российской Федерации и других государств мира
ПК-16 способность понимать теоретические и политические основы правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: основные понятия международного права и положения российского законодательства, практику и проблемы реализации норм международного права в сфере международного сотрудничества, международно-правовые основы международного взаимодействия, современное состояние в области внешнеполитических взаимоотношений, теоретические и политические основы правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: толковать и использовать номы международного и национального права в сфере международного сотрудничества, анализировать современное состояние внешнеполитических взаимоотношений, анализировать базовые международные правовые акты в сфере прав человека на предмет их нарушения.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет: навыками определения подлежащих применению нормативных правовых актов, дачи квалифицированных юридических заключений и консультаций по вопросам толкования и применения норм международного права в сфере международного сотрудничества, навыками выявления механизмов влияния государств на внешнюю политику РФ и других государств мира, навыками защиты на практике прав человека юридическими и политическими средствами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в международное право
Раздел 2. Субъекты международного права
2.1. Субъекты международного права Практические 8 2 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Источники международного права
3.1. Процесс создания норм международного права. Согласование воли и интересов государств как условие процесса создания норм международного права. Источники современного международного права: понятие и классификация. Основные и вспомогательные источники. Ст. 38 Статута Международного суда ООН об источниках. Презумпция разнообразия источников международного права. Иерархия источников международного права. Пробелы в источниках международного права. Международный договор: понятие и особенности. Международный договор как нормативно-правовой акт (международный договор – закон). Международный договор как правоприменительный акт (международный договор – сделка). Соотношение и взаимодействие международного договора и обычая. Международный обычай. Стадии создания международного обычая: объективные (наличие международное практики, ее длительность и всеобщность) и субъективный (opinio juris). Виды международных обычаев. По территориальной сфере действия: универсальные и локальные. По времени возникновении: длительно склады Практические 8 2 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
4.1. Международное право и внутригосударственное право как взаимодействующие правовые системы. Теории соотношения международного и внутригосударственного права. Классический и умеренный монизм. Концепция примата внутреннего права («внешне-государственное право») и международного права (единое правовое пространство). Классический и диалектический дуализм. Теория трансформации. Взаимное влияние международного и внутригосударственного права в процессе правотворчества и правоприменения. Воздействие внутригосударственного права на создание международного права. Заимствование международным правом образцов юридических принципов, норм, конструкций, процедур и учреждений из национальных правовых систем. Создание международных правовых стандартов. Роль и функции внутригосударственного права в реализации норм международного права. Международное право как фактор совершенствования внутригосударственного законодательства. Трансформация, инкорпорация и имплементации: проблемы терминологии. Формы национально-правовой имплеме Практические 8 2 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Основные принципы международного права
5.1. Основные принципы международного права: понятие, значение и правовая основа. Особенности принципов международного права (фундаментальность, абстрактность, императивность, всеобщность, универсальность, интегральность, взаимообусловленность). Классификация основных принципов международного права. По источникам (уставные и неуставные). По истории развития (доуставные, уставные и послеуставные) и содержанию. Основные принципы международного сотрудничества государств: суверенное равенство государств; территориальная целостность государств; сотрудничество государств; добросовестное выполнение международных обязательств. Основные принципы обеспечения мира и международной безопасности: неприменение силы и угрозы силой; невмешательство во внутренние дела; мирное урегулирование споров; нерушимость границ. Основные принципы обеспечения прав человека и народов: равноправие и самоопределение народов; уважение прав человека и основных свобод. Тенденции развития основных принципов международного права. Проблемы формиров Лекции 8 3 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Право международных договоров
6.1. Право международных договоров в системе международного права. Кодификация и источники отрасли. Международное договорное право. Российское законодательство о международных договорах. Международный договор: понятие и признаки. Значение международного договора: основной источник международного права и основной инструмент внешней политики. Классификация международных договоров. По форме: письменные и устные («Джентльменские соглашения»). По территории: универсальные и локальные (региональные и партикулярные). По субъектам: с участием государств (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и иных субъектов. По срокам: бессрочные и срочные (безусловные и условные). По возможности участия: открытые и закрытые. По объектам: политические, экономические, гуманитарные, международные договоры в специальных областях и т.д. Форма международного договора в широком и узком смыслах (письменная и устная). Наименование международного договора: соглашение, конвенция, устав, статут, протокол, пакт, трактат, ха Лекции 8 1 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Право международных организаций
7.1. Право международных организаций: понятие и система отрасли. Соотношение с правом международных конференций и международных органов. Принципы и источники права международных организаций. Внутреннее и внешнее право международных организаций. История возникновения международных организаций. Объединения и союзы государств Древнего мира и Средневековья. Центральная комиссия по судоходству на Рейне. Международные административные союзы. Лига Наций. Организация Объединенных Наций. Современная система международных организаций. Типология международных организаций. Межправительственные (межгосударственные) и неправительственные международные организации. Международные межправительственные организации: понятие и признаки. Объединение суверенных государств. Производный характер правосубъектности и автономия воли международных организаций. Членство в международных организациях. Полноправные и неполноправные члены. Порядок вступления и выхода. Исключения из членов. Приостановление членства. Договорная основа. Уста Практические 8 2 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Право международной ответственности
8.1. Право международной ответственности Сам. работа 8 8 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Право внешних сношений
9.1. Право внешних сношений: понятие, проблемы терминологии и источники. История появления и развития отрасли. Зарождение института консулов в Древней Греции и Древнем Риме. Институт консульства в Средние века. Развитие института консульств в XVIII-XIX вв. Современные тенденции развития права внешних сношений. Органы внешних сношений государств: понятие и классификация. По территории: внутренние и зарубежные. По объему правосубъектности: общей и специальной компетенции. Внутригосударственные органы внешних сношений: глава государства, парламент, правительство, суды. Органы внешних сношений по Конституции РФ. Министерство иностранных дел РФ как внутренний орган внешних сношений со специальной компетенцией: структура и функции. Зарубежные органы внешних сношений. Дипломатические представительства. Торговые представительства. Консульства. Представительства государств при международных организациях. Временные зарубежные органы внешних сношений. Дипломатическое право. Дипломатия: понятие и виды (двусторонняя и м Лекции 8 1 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Право международной безопасности
10.1. Право международной безопасности: понятие, источники и место в системе отраслей международного права. Роль основных принципов международного права в обеспечении безопасности. Принцип неприменение силы и угрозы силой как основа отрасли. Отраслевые принципы. Всеобъемлющий (универсальный) характер международной безопасности. Принцип разоружения. Принцип равной и одинаковой безопасности. Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств. Международная (коллективная) безопасность: понятие и значение. Международная безопасность в широком смысле (политическая, военная, экономическая, гуманитарная, продовольственная, экологическая, информационная и т.д.). Международная безопасность в узком смысле (военно-политическая). Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности. Нормативные и организационные средства. Средства укрепления, поддержания и восстановления мира. Система международной безопасности: универсальная и региональная. Всеобщая (универсальная) международная безопасность. Сист Лекции 8 1 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Международное право прав человека
11.1. Международное право прав человека (international human rights law): понятие, источники и проблемы терминологии (международное гуманитарное право, международное право и права человека, международная защита прав человека, международное сотрудничество в области прав человека). Взаимодействие международного права прав человека с другими отраслями международного права. Принципы международного права прав человека: понятие, особенности и система. Достоинство. Свобода. Равенство. Гражданство. Солидарность. Законность (верховенство права). Правосудие. Международные стандарты прав человека: понятие и классификация. По сфере действия: универсальные и региональные. По содержанию: общие и частные. По носителям: всеобщие и специальные. По юридической силе: обязательные и рекомендательные. Международные механизмы защиты прав человека. Механизмы, органы и процедуры по защите прав человека. Международный контроль, мониторинг, инспектирование, примирительные процедуры, представление докладов, индивидуальные и коллективные Лекции 8 1 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
11.2. Международное право прав человека Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Международное экономическое право
12.1. Место международного экономического права в системе международных экономических отношений. Международное экономическое право: понятие, особенности, этапы становление и тенденции развития. Новый экономический порядок (НЭП). Правовые аспекты экономической безопасности государств (МЭБ): понятие, содержание и значение. Специальные (отраслевые) принципы международного экономического права: принцип неотъемлемого суверенитета государств над их естественными ресурсами и экономической деятельностью; принцип свободы выбора формы организации внешнеэкономических связей страны; принцип экономической недискриминации; принцип равенства и взаимной выгоды государств в международных экономических отношениях; принцип развития взаимовыгодного экономического сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники. Договорные принципы международного экономического права; принцип наибольшего благоприятствования: принцип национального режима; принцип взаимности. Соотношение принципа недискриминации и принципа наибольшего благ Лекции 8 2 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
12.2. Международное экономическое право Практические 8 4 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Международное уголовное право
13.1. Международное уголовное право: понятие и особенности. Проблемы терминологии. Право международного сотрудничества в борьбе с преступностью и международное уголовное право. Структура и комплексный характер международного уголовного права (материальные и процессуальные нормы). Вопрос о формировании международного уголовно-процессуального и пенитациарного права. Принципы международного уголовного права. Источники международного уголовного права. Общие международные уголовные договоры (по регулированию международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью в целом). Специальные международные уголовные договоры (по отдельным преступлениям). Универсальные, региональные и двусторонние международные уголовные договоры. Международный механизм борьбы с преступностью: понятие, основания и элементы (нормативный и организационно-правовой). Международная преступная деятельность. Международные преступления (преступления против мира и международной безопасности или серьезные нарушения обязательств, вытекающих из и Практические 8 2 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Территория в международном праве
14.1. Территория в международном праве: понятие, классификация территорий по правовому режиму. Правовой статус территории и виды правового режима территории. Территориальный суверенитет, территориальное верховенство, территориальные права. Теории правовой природы территории (объектная теория, теория компетенции, пространственная теория). Территория государства: понятие, юридическая природа и состав. Протяженность государственной территории по горизонтали и по вертикали. Государственная территория с международным режимом использования (Шпицберген). Кондоминиум. Анклав. Зоны (районы) государственной территории со специальным режимом (запретные, особые и др.). Правовые основания ее изменения государственной территории. Государственные границы РФ. Государственные границы: понятие и виды. Способы установления государственных границ. Специфика определения границ государственной территории в недрах и в воздушном пространстве. Делимитация. Демаркация. Режим государственных границ. Разрешение территориальных и пограничны Сам. работа 8 6 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 15. Международное морское право
15.1. Международное морское право: понятие и источники. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права. Конференции ООН по морскому праву. Международные организации в области использования Мирового океана. Международная морская организация (ИМО), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и другие межправительственные организации. Внутренние морские воды: понятие и состав. Правовой режим внутренних морских вод. Юрисдикция прибрежного государства во внутренних морских водах. Режим судов в иностранных портах. Территориальное море. Понятие. Ширина территориального моря. Правовой режим территориального моря. Мирный проход иностранных судов в территориальном море. Юрисдикция прибрежного государства в территориальном море. Прилежащие зоны: понятие, виды и правовой режим. Исключительная экономическая зона. Понятие. Международно-правовой режим. Права и юрисдикция прибрежного государства. Права и свободы других государств. Континентальный шельф. Понятие. Внешняя граница контине Сам. работа 8 6 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 16. Международное воздушное право
16.1. Международное воздушное право: понятие и особенности. Правовой статус, виды и структура воздушного пространства. Источники международного воздушного права. Универсальные, региональные и двусторонние международные договоры по вопросам международного воздушного права. договоры. Национальное воздушное законодательство. Основные принципы международного воздушного права: принцип полного и исключительного суверенитета государств над их воздушным пространством, принцип свободы воздушного пространства за пределами государственной территории, принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. Международные авиационные организации. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Региональные авиационные организации. Режим воздушного пространства как части государственной территории. Полеты в международном воздушном пространстве. Международные полеты. Международные полеты в пределах государственного воздушного пространства. Полеты в откр Сам. работа 8 6 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 17. Международное космическое право
17.1. Международное космическое право: понятие и особенности. Основные источники международного космического права. Субъекты международного космического права. Роль ООН в формировании норм международного космического права: Международные космические организации. Правовой режим космического пространства, Луны и иных небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. Свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел. Запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел. Ограничение военной деятельности в космосе. Предотвращение потенциально вредных экспериментов в космическом пространстве и охрана космической среды. Правовое регулирование деятельности на Луне и других небесных телах. Проблема высотной границы государственного суверенитета. Правовой режим использования геостационарной орбиты. Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов. Понятие «космического объекта». Регистрация космических Сам. работа 8 2 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 18. Международное экологическое право
18.1. Лабораторный практикум Практические 8 2 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 19. Право мирного разрешения международных споров
19.1. Право мирного разрешения международных споров: понятие, значение и источники. Принципы отрасли. Мирное разрешение споров как главный отраслевой принцип. Принцип свободы выбора средств мирного разрешения споров. Идея превентивной дипломатии. Международный спор: понятие и виды. Термин «международные споры» в узком и широком смыслах. Различие спора и разногласия. Средства мирного разрешения международных споров: понятие и классификация. Непосредственные переговоры. Виды переговоров. По кругу участников: переговоры глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, глав дипломатических представительств, представителей государства в международных организациях и на международных конференциях. По форме: устные и письменные. По числу участников: двусторонние и многосторонние. Консультации: понятие и виды (обязательные и факультативные). Добрые услуги и посредничество. Роль третьей стороны в разрешение международного спора. Виды добрых услуг и посредничества. Индивидуальное (частные лица, должност Лекции 8 7 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
19.2. Право мирного разрешения международных споров Сам. работа 8 20 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 20. Международное гуманитарное право
20.1. Международное гуманитарное право: понятие и особенности. Понятие международных вооруженных конфликтов и вооруженных конфликтов международного характера. Проблемы терминологии: международное гуманитарное право и международное право в период вооруженных конфликтов (общее и особенное). Принципы международного гуманитарного права. Возможность правомерного использования вооруженных сил (самооборона, национально-освободительная война, использование Вооруженных Сил ООН). Источники международного гуманитарного права. Международные договоры, регламентирующие действия государств во время вооруженных конфликтов. Цели и задачи международно-правовой регламентации вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны. Участники вооруженного конфликта. Комбатанты и некомбатанты. Военные и санитарные корабли, суда и летательные аппараты, разведчики, парламентеры, лазутчики-шпионы, наемники, инструкторы и советники. Средства и методы ведения войны и кр Лекции 8 2 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
20.2. Международное гуманитарное право Сам. работа 8 20 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1
20.3. Подготовка к практическим занятиям и экзамену Сам. работа 8 49 ОПК-10, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1 Международно-правовые вопросы гражданства.
2 Международно-правовой статус физических лиц.
3 Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
4 Принудительные меры Совета Безопасности ООН, не связанные с использованием
вооруженных сил.
5 Соотношение юридической силы норм международного и внутригосударственного
права в правовой системе Российской Федерации.
6 Юрисдикция международных трибуналов.
7 Международная уголовная ответственность индивидов.
8 Ответственность государства за международные преступления.
9 Общая характеристика процесса разрешения споров в рамках ВТО.
10 Специфика реализации прав государств при урегулировании разногласий в рамках
ВТО.
11 Правовые основы и тенденции развития современных видов межгосударственных
объединений.
12 Правовая природа и сущность признания в международном праве.
13 Особенности кодификации и прогрессивного развития международного права.
14
Международно-правовое значение принципов современного международного
права.
15 Имплементация норм международного права в законодательство Российской
Федерации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каламкарян Р. А., Мигачев Ю. И. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бирюков П.Н. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1 10-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правительство РФ xn--80aealotwbjpid2k.xn--p1ai
Э2 Президент РФ www.kremlin.ru
Э3 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э4 Федеральное Собрание РФ www.gov.ru
Э5 Организация Объединенных Наций www.un.org
Э6 Европейский суд по права человека www.espch.ru
Э7 Совет Европы hub.coe.int
Э8 Постоянное Представительство РФ при Совете Европы www.coe.mid.ru
Э9 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе www.osce.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader


6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:
• изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем, глобальной сети "Интернет";
• изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
• подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
• участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.
Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
Ведущая цель организации и осуществления СРС должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой специалиста и бакалавра с высшим образованием. При организации СРС важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развитие исследовательских умений;
• использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
3. Виды самостоятельной работы
В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
• формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
• подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;
• подготовка практических разработок;
• выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
• текущие консультации;
• прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:
• подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);
• основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
• заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
Организацию самостоятельной работы студентов обеспечивают: факультет, кафедра, учебный и методический отделы, преподаватель, библиотека и др.
В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя
студент должен:
 освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ГОС СПО) по данной дисциплине.
 планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
 самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
 выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
студент может:
сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ГОС ВПО/ГОС СПО по данной дисциплине:
 самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;
 предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;
 в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;
 предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
 использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;
 использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.
Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературы, активное участие на практических и семинарских занятиях. Но для успешной учебной деятельности, ее интенсификации, необходимо учитывать следующие субъективные факторы:
1. Знание школьного программного материала, наличие прочной системы знаний, необходимой для усвоения основных вузовских курсов.
2. Наличие умений, навыков умственного труда:
а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой;
б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации.
3. Специфика познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление.
4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием.
5. Соответствие избранной деятельности, профессии индивидуальным способностям.
6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности.
7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой.
Адекватная оценка знаний, достоинств, недостатков - важная составляющая самоорганизации человека, без нее невозможна успешная работа по управлению своим поведением, деятельностью.
Время, которым располагает студент для выполнения учебного плана, складывается из двух составляющих: одна из них - это аудиторная работа в вузе по расписанию занятий, другая - внеаудиторная самостоятельная работа. Задания и материалы для самостоятельной работы выдаются во время учебных занятий по расписанию, на этих же занятиях преподаватель осуществляет контроль за самостоятельной работой, а также оказывает помощь студентам по правильной организации работы.
Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по 3-5 часов ежедневно. Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Первые дни семестра очень важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр.
Если порядок в работе и ее ритм установлены правильно, то студент изо дня в день может работать, не снижая своей производительности и не перегружая себя. Правильная смена одного вида работы другим позволяет отдыхать, не прекращая работы.
Таким образом, первая задача организации внеаудиторной самостоятельной работы – это составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, графические работы, чтение), перерывы на обед, ужин, отдых, сон, проезд и т.д. Расписание не предопределяет содержания работы, ее содержание неизбежно будет изменяться в течение семестра. Порядок же следует закрепить на весь семестр и приложить все усилия, чтобы поддерживать его неизменным (кроме исправления ошибок в планировании, которые могут возникнуть из-за недооценки объема работы или переоценки своих сил).
Правила самостоятельной работы с литературой. Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому Г. Селье, – запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).
• Сам такой перечень должен быть систематизированным.
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой.
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1. информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)
2. усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)
3. аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)
4. творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:
1. Библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. Просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. Ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. Изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.

Подготовка к тестовым заданиям. Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины. Тестовые задания сгруппированы в три блока, согласно трем основным разделам программы дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».
Методические рекомендации по выполнению рефератов. Рефераты как самостоятельный вид письменной работы студентов способствует формированию навыков самостоятельного научно-поискового творчества, повышению его теоретической и профессиональной подготовки. При выполнении рефератов студент должен проявить имеющиеся у него навыки работы с дополнительной и нормативно-правовой литературой, уметь анализировать тексты законов РФ, постановлений и правоприменительную практику, делать обоснованные и аргументированные выводы.
В структуре реферата должны быть выделены введение (не более 1 страницы) и заключение (не более 1 страницы), содержащее выводы автора по рассмотренной теме.
Основной вопрос темы должен быть раскрыт в 2-3 пунктах плана. Объем работы не должен превышать 25 страниц печатного текста. При рассмотрении и освещении вопросов темы автору рекомендуется рассматривать теоретические вопросы с подкреплением их нормами законов и подзаконных правовых актов. Не может быть допущен к зачету реферат, в котором отсутствует анализ экологического законодательства, собственные выводы автора, а также если он выполнен по недействующим правовым актам.
Тема выбирается из перечня тем, предложенного преподавателем. По результатам проверки преподавателем принимается решение о зачете реферата. Реферат может послужить основной для выполнения в последующем курсовой работы (если это предусмотрено учебным планом) и выпускной квалификационной работы.
Подготовка к экзаменам и зачетам. Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Правила подготовки к зачетам и экзаменам:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее – ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.