МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математическое и имитационное моделирование в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 12 12 12 12
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент Кузьмин П.И.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент Свердлов М.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Математическое и имитационное моделирование в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 13.05.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук, профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р экон. наук, профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является обучение студентов основам построения математических и имитационных моделей для задач моделирования экономических процессов, навыкам работы с математическими моделями, реализованными в программных пакетах, умению использовать математические модели и информационные технологии при решении экономических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-8 организация взаимодействия с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия
ПК-17 способность использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1
основные этапы имитационного моделирования; основные требования информационной безопасности; общие характеристики процессов сбо-ра, передачи и обработки информации;
ПК-8
1. роль и место имитационного моделирования в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия;
2. современные программные пакеты имитационного моделирования, необходимые для решения экономико-статистических задач.
ПК-17
1. Основные этапы имитационного моделирования
2. Основы построения имитационных моделей для теоретического и экспериментального исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1
применять математический аппарат математического и имитационного моделирования для решения практических задач профессиональной деятельности; умеет создавать модели и анализировать экономические явления с помощью пакетов имитационного моделирования
ПК-8
1. Использовать современные компьютерные и информаци-онные технологии при построении имитационных моделей
2. Собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию при проведении имитационного исследования
3. Экономически интерпретировать полученные результаты имитационного моделирования
ПК-17
1. Собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию при проведении имитационного исследования
2. Экономически интерпретировать полученные результаты имитационного моделирования

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1
основными методами математического и имитационного моделирования; навыками применения основных программных средств имитационного моделирования; навыками работы с пакетами имитационного моделирования для решения конкретных задач принятия решений в экономике
ПК-8
1. Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении имитационного исследования
2. Современными компьютерными программными продуктами при реализации имитационных методов исследования для принятия управленче-ских решений
ПК-17
Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении имитационного исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия математического и имитационного моделирования. Упрощенная модель межотраслевого баланса. Приближенная модель межотраслевого баланса России, состоящая из 25 отраслей. Динамическая модель В. В. Леонтьева. Случайные величины, имеющие наиболее известные функции распределения и генерация их значений. Модель функционирования фирмы К. Чу и Т. Нейлора (последовательная структура).
1.1. Основные понятия математического и имитационного моделирования. Примеры моделей. Решение систем линейных уравнений. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия математического и имитационного моделирования. Примеры моделей. Решение систем линейных уравнений. Лабораторные 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные понятия математического и имитационного моделирования. Примеры моделей. Решение систем линейных уравнений. Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Основные понятия математического и имитационного моделирования. Примеры моделей. Решение систем линейных уравнений. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Упрощенная модель межотраслевого баланса. Решение задач. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Упрощенная модель межотраслевого баланса. Решение задач. Лабораторные 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Упрощенная модель межотраслевого баланса. Решение задач. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Приближенная модель межотраслевого баланса России, состоящей из 25 отраслей. Решение задач. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Приближенная модель межотраслевого баланса России, состоящей из 25 отраслей. Решение задач. Лабораторные 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Приближенная модель межотраслевого баланса России, состоящей из 25 отраслей. Решение задач. Практические 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Приближенная модель межотраслевого баланса России, состоящей из 25 отраслей. Решение задач. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Алгебраическая проблема собственных значений. Вычисление собственных значений и собственных векторов линейного оператора. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.13. Алгебраическая проблема собственных значений. Вычисление собственных значений и собственных векторов линейного оператора. Лабораторные 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.14. Алгебраическая проблема собственных значений. Вычисление собственных значений и собственных векторов линейного оператора. Практические 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.15. Алгебраическая проблема собственных значений. Вычисление собственных значений и собственных векторов линейного оператора. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.16. Вычисление собственных значений и собственных векторов матрицы 3х3. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.17. Динамические межотраслевые модели. Динамическая модель В. Леонтьева Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.18. Динамические межотраслевые модели. Динамическая модель В. Леонтьева Лабораторные 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.19. Динамические межотраслевые модели. Динамическая модель В. Леонтьева Практические 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.20. Динамические межотраслевые модели. Динамическая модель В. Леонтьева Сам. работа 5 7 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.21. Графы, сети и календарное планирование проектов.Вычисление критического пути. Имитационное моделирование проектов. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.22. Графы, сети и календарное планирование Введение запаздывания в анализ проектов.Вычисление критического пути. Имитационное моделирование проектов. Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.23. Случайные величины, имеющие наиболее известные функции распределения и генерация их значений. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.24. Случайные величины, имеющие наиболее известные функции распределения и генерация их значений. Лабораторные 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.25. Случайные величины, имеющие наиболее известные функции распределения и генерация их значений. Сам. работа 5 9 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.26. Имитационное моделирование задач массового обслуживания и уравнения А.Н. Колмогорова. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.27. Имитационное моделирование задач массового обслуживания и уравнения А.Н. Колмогорова. Практические 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.28. Имитационное моделирование задач массового обслуживания и уравнения А.Н. Колмогорова. Сам. работа 5 9 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.29. Графы, сети и календарное планирование проектов.Вычисление критического пути. Имитационное моделирование проектов. Сам. работа 5 9 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.30. Модель функционирования фирмы К. Чу и Т. Нейлора (последовательная структура). Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.31. Моделирование конкурентных стратегий и ценообразования на рынках однородной олигополии. Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Файл с ФОС прикреплен в закладке "Приложения".

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Акопов А.С. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вьюненко Л.Ф., Михайлов М.В., Первозванская Т.Н. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Павловский Ю.Н., Белотелов Н.В., Бродский Ю.И. Имитационное моделирование: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008 www.lib.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузьмин П.И. Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Построение имитационных моделей в среде Anylogic www.anylogic.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартное лицензионное программное обеспечение
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение расчетного задания в компьютерном классе. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Перечень лабораторных заданий и указания размещены в пособии:
Имитационное моделирование экономических процессов. - учебное пособие./ сост. П.И. Кузьмин. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. - 168 с.