МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математическое и имитационное моделирование в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук , доцент, Кузьмин П.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Математическое и имитационное моделирование в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 13.05.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук, профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р экон. наук, профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является обучение студентов основам построения математических и имитационных моделей для задач моделирования экономических процессов, навыкам работы с математическими моделями, реализованными в программных пакетах, умению использовать математические модели и информационные технологии при решении экономических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы математического и имитационного моделирования. Экономическую сущность моделируемых показателей и параметров математических и имитационных моделей
3.2.Уметь:
3.2.1.Применить на практике конкретные методы математического и имитационного моделирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Навыками использования основными методами математического и имитационного моделирования экономических процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия математического и имитационного моделирования. Упрощенная модель межотраслевого баланса. Приближенная модель межотраслевого баланса России, состоящая из 25 отраслей. Динамическая модель В. В. Леонтьева. Случайные величины, имеющие наиболее известные функции распределения и генерация их значений. Модель функционирования фирмы К. Чу и Т. Нейлора (последовательная структура).
1.1. Основные понятия математического и имитационного моделирования. Примеры моделей. Решение систем линейных уравнений. Лекции 4 1 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия математического и имитационного моделирования. Примеры моделей. Решение систем линейных уравнений. Лабораторные 4 1 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные понятия математического и имитационного моделирования. Примеры моделей. Решение систем линейных уравнений. Сам. работа 4 10 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Упрощенная модель межотраслевого баланса. Решение задач. Лекции 4 1 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Упрощенная модель межотраслевого баланса. Решение задач. Лабораторные 4 1 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Приближенная модель межотраслевого баланса России, состоящей из 25 отраслей. Решение задач. Лекции 4 1 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Приближенная модель межотраслевого баланса России, состоящей из 25 отраслей. Решение задач. Лабораторные 4 1 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Приближенная модель межотраслевого баланса России, состоящей из 25 отраслей. Решение задач. Сам. работа 4 6 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Алгебраическая проблема собственных значений. Вычисление собственных значений и собственных векторов линейного оператора. Лекции 4 1 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Алгебраическая проблема собственных значений. Вычисление собственных значений и собственных векторов линейного оператора. Лабораторные 4 1 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Алгебраическая проблема собственных значений. Вычисление собственных значений и собственных векторов линейного оператора. Сам. работа 4 10 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Динамические межотраслевые модели. Динамическая модель В. Леонтьева Лабораторные 4 1 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.13. Динамические межотраслевые модели. Динамическая модель В. Леонтьева Сам. работа 4 12 ПК-23 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.14. Основные понятия об имитационном компьютерном эксперименте. Методология имитационного моделирования. Сам. работа 4 4 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.15. Случайные величины, имеющие наиболее известные функции распределения и генерация их значений. Лабораторные 4 1 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.16. Случайные величины, имеющие наиболее известные функции распределения и генерация их значений. Сам. работа 4 8 ПК-23 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.17. Имитационное моделирование задач массового обслуживания и уравнения А.Н. Колмогорова. Сам. работа 4 9 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.18. Графы, сети и календарное планирование проектов.Вычисление критического пути. Имитационное моделирование проектов. Сам. работа 4 9 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.19. Модель функционирования фирмы К. Чу и Т. Нейлора (последовательная структура). Сам. работа 4 10 ПК-23 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.20. Моделирование конкурентных стратегий и ценообразования на рынках однородной олигополии. Сам. работа 4 16 ПК-23 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
файл с ФОС прикреплен в закладке "Приложения".

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Акопов А.С. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вьюненко Л.Ф., Михайлов М.В., Первозванская Т.Н. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Павловский Ю.Н., Белотелов Н.В., Бродский Ю.И. Имитационное моделирование: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008 www.lib.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузьмин П.И. Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение расчетного задания в компьютерном классе. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Перечень лабораторных заданий и указания размещены в пособии:
Имитационное моделирование экономических процессов. - учебное пособие/ сост. П.И. Кузьмин. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. - 168 с.