МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая безопасность
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра международной экономики, математических методов и бизнес-информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.физ.-мат.наук, доцент Свердлов М.Ю.

Рецензент(ы):
д-р.экон. наук, профессор Мамченко О.П.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра международной экономики, математических методов и бизнес-информатики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон.наук, профессор, Мамченко О.П.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра международной экономики, математических методов и бизнес-информатики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор, Мамченко О.П.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение общей теории безопасности, вопросов обеспечения экономической безопасности: в реальном секторе, инвестиционной и инновационной деятельности, в секторе услуг, финансово-кредитной сфере, на региональном уровне, во внешнеэкономической деятельности. Освоение методов и инструментов защиты в системе экономической безопасности и при обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОК-4: способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- понятийный аппарат по дисциплине "Экономическая безопасность";
- знать угрозы, уровни экономической безопасности;
- специфику защиты экономической безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.определять угрозы экономической безопасности по всем уровням (международный, национальный, предприятие, личность); специфику профессионального отбора персонала, процедуры увольнения персонала с предприятия; уметь применять меры по обеспечению информационной безопасности предприятия, определять факторы, влияющие на экономическую безопасность личности; экологическая безопасность как основной фактор экономической безопасности личности; «инструменты экологической политики», обеспечивающие экономическую безопасность личности; угрозы экономической безопасности, которые приводят к таким последствиям, как аварии, катастрофы, стихийные бедствия.
Уметь:оценить риск возникновения опасностей, которые влияют на экономическую безопасность предприятия и личности; принимать решения в условиях кризисных ситуаций, которые возникают вследствие несоблюдения норм экономической безопасности предприятия; предотвратить возникновение конфликтных ситуаций на предприятии,
применять на практике конкретные меры защиты человека от воздействия окружающей среды и производственных условий, влияющих на экономическую безопасность предприятия и личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть оценкой влияния неблагоприятных воздействий окружающей среды и производственной деятельностина экономическую безопасность предприятия и личности;
организовать выбор средств защиты человека на конкретном производстве, влияющих на экономическую безопасность предприятия;: способностью принимать решения в кризисных ситуациях, которые возникают вследствие несоблюдения норм и правил экономической безопасности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и основные показатели экономической безопасности.
1.1. Понятие экономической безопасности. Лекции 4 1 ОК-3, ОК-4 Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие экономической безопасности. Сам. работа 4 8 ОК-3, ОК-4 Л1.1, Л1.2
1.3. Уровни экономической безопасности Сам. работа 4 8 ОК-3, ОК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Угрозы экономической безопасности
2.4. Уровни экономической безопасности Лабораторные 4 1 ОК-3, ОК-4 Л1.1, Л1.2
2.5. Классификация угроз международной экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности страны. Сам. работа 4 8 ОК-3, ОК-4 Л1.1, Л1.2
2.6. Классификация угроз экономической безопасности предприятия. Классификация и краткая характеристика угроз экономической безопасности личности Лекции 4 1 ОК-3, ОК-4 Л1.1, Л1.2
2.7. Классификация угроз экономической безопасности предприятия. Классификация и краткая характеристика угроз экономической безопасности личности Сам. работа 4 6 ОК-3, ОК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Экономическая безопасность фирм, предприятий.
3.8. Сущность и основные понятия. Обеспечение информационной безопасности фирмы. Лекции 4 1 ОК-3, ОК-4 Л1.1
3.9. Сущность и основные понятия. Обеспечение информационной безопасности фирмы. Сам. работа 4 10 ОК-3, ОК-4 Л1.1, Л1.2
3.10. Технические каналы утечки информации. Виды компьютерных преступлений. Лабораторные 4 1 ОК-3, ОК-4 Л1.1
3.11. Технические каналы утечки информации. Виды компьютерных преступлений. Сам. работа 4 10 ОК-3, ОК-4 Л1.1
Раздел 4. Защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны.
4.12. Сведения, составляющие коммерческую тайну. Сам. работа 4 13 ОК-3, ОК-4 Л1.1
Раздел 5. Проблемы безопасности в работе с кадрами
5.13. Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия. Принципы организации профессионального отбора. Лабораторные 4 2 ОК-3, ОК-4 Л1.1
5.14. Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия. Принципы организации профессионального отбора. Сам. работа 4 12 ОК-3, ОК-4 Л1.1, Л1.2
5.15. Применение психодиагностических методик в исследовании персонала предприятия. Проблемы работы с персоналом на предприятиях. Процесс увольнения кадров. Лабораторные 4 1 ОК-3, ОК-4 Л1.2
Раздел 6. Экономическая безопасность личности.
6.16. Личность как биосоциальная система. Правовое обеспечение экономической безопасности личности. Сам. работа 4 14 ОК-3, ОК-4 Л1.2
6.17. Факторы, влияющие на экономическую безопасность личности. Лекции 4 1 ОК-3, ОК-4 Л1.1, Л1.2
6.18. Факторы, влияющие на экономическую безопасность личности. Лабораторные 4 1 ОК-3, ОК-4 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для подготовки докладов-презентаций по индивидуальным темам, задания в тестовой форме, вопросы к зачёту. Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри приложение
5.3. Фонд оценочных средств
Смотри приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончаренко Л.П. - под общ. ред., Акулинин Ф.В. - под общ. ред. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/67C9DADE-09C6-41E8-8CB6-AA6D1846E447
Л1.2 Уразгалиев В.Ш. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E7A9071E-1125-4707-85AE-4B508DAC86D0
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1) www.acma.ru/Links/dirid/101/;
Э2 2) www.stavsu.ru;
Э3 3) ecsocman.hse.ru/net/35884093;
Э4 4) Поисковыесистемы: AltaVista, HotBot, InfoSeek, Looksmart, Lycos.
Э5 5) Библиотека экономики. http://www.finansy.ru/publ.htm
Э6 6) Библиотека экономической литературы. http://business.kulichki.net/.
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Экономическая безопасность». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины,
Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Экономическая безопасность»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет.