МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Толкунова Е.Г.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущего специалиста комплекса знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, необходимых для предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов, осуществления посредничества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-6 владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения
ПК-30 знанием основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации и умение применять их на практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы конфликтологии;
базовые концепции конфликтологии;
способы разрешения и управления конфликтами;
подходы к возникновению, протеканию, развитию конфликтов;
метоы анализф и диагностики конфликтов;
об особенностях различных типов конфликтов;
о стратегиях и подходах к конфликтованию;
о способах регуляции и разрешения конфликтов;
о правовых основах управления и завершения конфликта;
о завершении и разрешении конфликтов;
о типах и стилях проведения переговоров;
о стилях поведения в конфликте.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы и приемы управления и разрешения конфликтов;
управлять динамикой конфликта;
применять способы управления конфликтами;
применять методы диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации;
организовывать и эффективно осуществлять посредническую деятельность;
реализовать любую модель посредничества;
проводить переговоры в любом стиле;
менять стили поведения в конфликте;
применять различные методы и приемы управления и регуляции конфликтов;
управлять организационными конфликтами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выборе путей ее достижения, способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений
построения и развития эффективных бесконфликтных взаимодействий;
навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами;
позитивного поведения в конфликте;
диагностики и анализа конфликтов;
проведения переговоров;
разрешения внутриличного конфликта;
кнсультирования и медиаторинга;
управления конфликтом в организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в конфликтологию Лекции 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Введение в конфликтологию Сам. работа 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Базовые теории конфликта Лекции 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2
1.4. Базовые теории конфликта Практические 8 4 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Базовые теории конфликта Сам. работа 8 8 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Феноменология и фактология конфликта Лекции 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Феноменология и фактология конфликта Практические 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Феноменология и фактология конфликта Сам. работа 8 4 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.9. Анализ и диагностика конфликта Лекции 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.10. Анализ и диагностика конфликта Практические 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л2.2, Л1.3
1.11. Анализ и диагностика конфликта Сам. работа 8 8 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л2.2, Л1.4, Л1.3
1.12. Разрешение проблемы конфликта Лекции 8 4 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л1.3
1.13. Разрешение проблемы конфликта Практические 8 4 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л1.3
1.14. Разрешение проблемы конфликта Сам. работа 8 8 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л2.2
1.15. Посредничество в конфликте Лекции 8 4 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.16. Посредничество в конфликте Практические 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.17. Посредничество в конфликте Сам. работа 8 4 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.18. Переговорный процесс Практические 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л1.4
1.19. Переговорный процесс Сам. работа 8 8 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л1.4
1.20. Межличностный конфликт Практические 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л1.4
1.21. Межличностный конфликт Сам. работа 8 4 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л1.2
1.22. Групповой конфликт Сам. работа 8 8 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л2.1, Л1.4, Л1.2
1.23. Групповой конфликт Практические 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.3
1.24. Конфликты в трудовых коллективах Лекции 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.4, Л1.2
1.25. Конфликты в трудовых коллективах Практические 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.4, Л1.2
1.26. Конфликты в трудовых коллективах Сам. работа 8 4 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л1.2
1.27. Социальный конфликт Лекции 8 2 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л1.2
1.28. Социальный конфликт Сам. работа 8 8 ОК-6, ОПК-6, ПК-30 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов Конфликтология: [учеб. для вузов]. Гриф МО СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л1.2 В. И. Курбатов Конфликтология: учеб. пособие для гуманит. вузов Ростов н/Д: Феникс, 2009
Л1.3 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л1.4 под ред. В. П. Ратникова Конфликтология: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА] // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Д. Атоян Конфликтология: конспект лекций: [пособие для подготовки к экзаменам] М.: [Приор-издат], 2008
Л2.2 Ю. Е. Растов, Р. А. Трофимова, В. В. Нагайцев Конфликтология: учеб.-метод. пособие Барнаул, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.