МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловые коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Толкунова Е.Г.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Деловые коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лобова С.В., д.э.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Лобова С.В., д.э.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение овладение теоретическими знаниями и необходимыми практическими навыками в деловых коммуникациях, включая личную коммуникативную культуру и умения общаться с коллективом для достижения продуктивной деятельности, создания благоприятной нравственной атмосферы, умение вести переговоры с партнерами

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
ПК-8 способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования
ПК-9 способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы деловых коммуникаций, структуру, функции, виды и формы делового общения;
технологии делового взаимодействия;
способы и приемы делового общения в различных его видах и с различными
типами собеседников;
коммуникативные барьеры;
этические нормы и принципы делового общения
понятие делового общения
виды коммуникации
информационно-коммуникационные технологии
особенности межличностного общения
особенности межличностных, групповых и организационных деловых коммуникаций
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать технологии делового взаимодействия в управленческой практике; пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, а также распознавать намерения партнеров, пользующихся этими средствами; эффективно планировать и реализовывать устные и письменные деловые коммуникации; преодолевать коммуникативные барьеры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть базовым инструментарием делового общения; навыками устных деловых коммуникаций (публичного выступления, ведения спора,дискуссии, полемики, самопрезентации); навыками письменных деловых коммуникаций, формулировки необходимых положений и аргументов; методами и технологиями этики делового общения

средствами вербальной деловой коммуникации
средствами невербальной деловой ккоммуникации
навыками осуществления групповых и организационных деловых коммуникаций
навыками осуществления межличностных деловых коммуникаций
навыками применения информационно-коммуникационных технологий в деловом общении
навыками применения информационно-коммуникационных технологий в различных видах экономической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в деловую коммуникацию Практические 1 2 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Введение в деловую коммуникацию Сам. работа 1 14 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Вербальные средства коммуникации Лекции 1 1 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Вербальные средства коммуникации Сам. работа 1 12 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Невербальные средства коммуникации Лекции 1 1 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Невербальные средства коммуникации Практические 1 2 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Невербальные средства коммуникации Сам. работа 1 12 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Особенности деловых переговоров по телефону Лекции 1 1 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.9. особенности деловых переговоров по телефону Практические 1 1 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Особенности деловых переговоров по телефону Сам. работа 1 12 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Публичные выступления Лекции 1 1 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.12. Публичные выступления Практические 1 1 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.13. Публичные выступления Сам. работа 1 14 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Слушание в деловой коммуникации Лекции 1 1 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.15. Слушание в деловой коммуникации Сам. работа 1 14 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.16. Виды замечаний и методы их нейтрализации Лекции 1 1 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.17. Виды замечаний и методы их нейтрализации Сам. работа 1 14 ОПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник М. : Дашков и Ко//ЭБС "Университетская библиотека он-лайн"2017, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255819
Л1.2 Коноваленко, М. Ю.  Теория коммуникации : учебник для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2020 pay.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: для бакалавров и специалистов СПб.: Питер, 2011
Л2.2 Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации: учебник М.: СмартБук, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВО «АлтГУ»;
http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для усвоения теоретических и практических основ курса необходимо:
• изучить программу курса;
• подобрать литературу по соответствующим темам и изучить её.

Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим об-разом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса своей специальности в АлтГУ.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисцип-лины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, под-робно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, при-чины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематиче-скому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать реко-мендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изу-ченный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при са-мостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные вариан-ты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.