МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бизнес-планирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., прфессор , Бочаров С.Н.;к.э.н., доцент, Ануфриева И.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Бизнес-планирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М., к.э.н., проф., ИЛ зав кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М.М., к.э.н., проф., ИЛ зав кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическим основами и практическим методиками составления бизнес-планов инвестиционных проектов.
Задачи дисциплины:
• ознакомить студентов с терминологией бизнес-планирования и инвестиционного проектирования;
• показать значимость бизнес-планирования для правктики управления организацией;
• ознакомить студентов с процедурой разработки основных разделов бизнес-плана;
• научить студентов проводить оценку эффективности инвестиционных проектов;
• закрепить знания студентов путем самостоятельной разработки бизнес-плана организации;
• обучить студентов навыкам презентации инвестиционных проектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов/ умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ
ПК-18 владением навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов)
ПК-19 владением навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы процесса планирования инвестиционной деятельности; содержание методики бизнес-планирования;
• последовательность составления экономических расчетов для обоснования вариантов развития организации;
• теоретические основы контроля реализации бизнес-планов;
3.2.Уметь:
3.2.1.• использовать методы контроля реализации бизнес-планов;
• осуществлять экономическое обоснование проектов по развитию организации;
составлять бизнес-план инвестиционного проекта, оценивать эффективность проекта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• владеть навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов;
• навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов);
навыками поэтапной координации бизнес-планов в целях обеспечения согласованности их выполнения между всеми участниками

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность бизнес-планирования. Структура бизнес плана. Технология разработки бизнес-плана.
1.1. Сущность инвестиций, их классификация. Фазы инвестиционного проекта Лекции 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Сущность инвестиций, их классификация. Фазы инвестиционного проекта Практические 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Сущность инвестиций, их классификация. Фазы инвестиционного проекта Сам. работа 6 4 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Лекции 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Практические 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Сам. работа 6 6 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес-плане Лекции 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес-плане Практические 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес-плане Сам. работа 6 6 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Описание продукта в бизнес-плане Лекции 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Описание продукта в бизнес-плане Практические 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Описание продукта в бизнес-плане Сам. работа 6 6 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Маркетинговая концепция бизнес-плана Лекции 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Маркетинговая концепция бизнес-плана Практические 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Маркетинговая концепция бизнес-плана Сам. работа 6 6 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Организационный план Лекции 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Организационный план Практические 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Организационный план Сам. работа 6 6 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Производственный раздел бизнес-плана Лекции 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Производственный раздел бизнес-плана Практические 6 4 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Производственный раздел бизнес-плана Сам. работа 6 8 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Финансовый раздел бизнес-плана Лекции 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Финансовый раздел бизнес-плана Практические 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Финансовый раздел бизнес-плана Сам. работа 6 8 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Лекции 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.26. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Практические 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Сам. работа 6 8 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.28. Денежные потоки и инфляция в инвестиционном проекте Лекции 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.29. Денежные потоки и инфляция в инвестиционном проекте Практические 6 2 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.30. Денежные потоки и инфляция в инвестиционном проекте Сам. работа 6 8 ПК-7, ПК-18, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7A2FBB1D-4152-4DC8-8459-CBED02AD6730
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пидоймо Л.П. Бизнес-планирование: методические рекмоендации, примеры реализации теоретических положений, практические задания: учбеное пособие Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт журнала «Российский журнала менеджмента»: http://www.rjm.ru.
Э2 Сайт журнала «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета». Серия менеджмент: http://www.vestnikmanagement.pu.ru.
Э3 Официальный интернет портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/
Э4 ЭУМКД "Бизнес-планирование" на образовательном портале: АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=453 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов. Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовиться самостоятельно по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к промежуточной аттестации студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание/ пройти промежуточную аттестацию.