МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бизнес-планирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_О-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор , Бочаров С.Н.;к.э.н., доцент, Ануфриева И.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Бизнес-планирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 № 1327 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)"

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М., доцент и.о. зав. кафердрой ЭПИМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М.М., доцент и.о. зав. кафердрой ЭПИМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическим основами и практическим методиками составления бизнес-планов инвестиционных проектов.
Задачи дисциплины:
• ознакомить студентов с терминологией бизнес-планирования и инвестиционного проектирования;
• показать значимость бизнес-планирования для правктики управления организацией;
• ознакомить студентов с процедурой разработки основных разделов бизнес-плана;
• научить студентов проводить оценку эффективности инвестиционных проектов;
• закрепить знания студентов путем самостоятельной разработки бизнес-плана организации;
• обучить студентов навыкам презентации инвестиционных проектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы процесса планирования инвестиционной деятельности (терминологию, классификацию инвестиционных проектов, фазы инвестиционного проекта, схему планирования инвестиционной деятельности);
- содержание методики бизнес-планирования;
- основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов;
- последовательность составления экономических расчетов для обоснования вариантов развития организации совокупность критериев эффективности преокта,
- основанных на процедуре дисконтирования, для оценки перспектив деятельности организации;
- особенности оценки вариантов развития организации при реализаии многовалютных проектов, а также в условиях неоднородной инфляции
3.2.Уметь:
3.2.1.- составлять бизнес-план инвестиционного проекта, оценивать эффективность проекта, в частности:
- существлять экономическое обоснование проектов по развитию организациить;
- применять специальные показатели оценки эффективности проекта, основанные на процедуре дисконтирования;
- разрабатывать различные варианты развития организации в условиях неоднородной инфляции и риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками
- по сбору необходимой информации относительно организации и ее внешнего окружения для составления экономических расчетов;
- по оформлению инвстиционных расчетов в бизнес-плане;
- по проведению анализа эффективности инвестиционного проекта с применением обоснованных критериев и показателей;
- по корректировке денежных потоков на величину изменения валютного курса, коэффициентов неоднородности и других факторов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность инвестиций. Структура бизнеса-плана. Методика расчета основных показателей. Методы оценки эффективности инвест.проектов
1.1. Сущность инвестиций, их классификация. Фазы инвестиционного проекта Лекции 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Сущность инвестиций, их классификация. Фазы инвестиционного проекта Практические 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Сущность инвестиций, их классификация. Фазы инвестиционного проекта Сам. работа 6 4 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Лекции 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Практические 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Сам. работа 6 6 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес-плане Лекции 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес-плане Практические 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес-плане Сам. работа 6 6 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Описание продукта в бизнес-плане Лекции 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Описание продукта в бизнес-плане Практические 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Описание продукта в бизнес-плане Сам. работа 6 6 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Маркетинговая концепция бизнес-плана Лекции 6 4 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Маркетинговая концепция бизнес-плана Практические 6 4 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Маркетинговая концепция бизнес-плана Сам. работа 6 6 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Организационный план Лекции 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Организационный план Практические 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Организационный план Сам. работа 6 6 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Производственный раздел бизнес-плана Лекции 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Производственный раздел бизнес-плана Практические 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Производственный раздел бизнес-плана Сам. работа 6 8 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.22. Финансовый раздел бизнес-плана Лекции 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.23. Финансовый раздел бизнес-плана Практические 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.24. Финансовый раздел бизнес-плана Сам. работа 6 8 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.25. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Лекции 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.26. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Практические 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.27. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Сам. работа 6 8 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.28. Денежные потоки и инфляция в инвестиционном проекте Лекции 6 0 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.29. Денежные потоки и инфляция в инвестиционном проекте Практические 6 2 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.30. Денежные потоки и инфляция в инвестиционном проекте Сам. работа 6 8 ПК-11 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7A2FBB1D-4152-4DC8-8459-CBED02AD6730
Л1.2 Пидоймо Л.П. Бизнес-планирование: методические рекмоендации, примеры реализации теоретических положений, практические задания: учбеное пособие Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеев А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт журнала «Российский журнала менеджмента»: http://www.rjm.ru.
Э2 Сайт журнала «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета». Серия менеджмент: http://www.vestnikmanagement.pu.ru.
Э3 Официальный интернет портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/
Э4 ЭУМКД "Бизнес-планирование" на образовательном портале: АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=453 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов. Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовиться самостоятельно по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к промежуточной аттестации студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание/ пройти промежуточную аттестацию.