Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в экономике |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z09_03_03_ПИЭ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Лабораторные | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 13.05.2019 г. № № 10
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор Мамченко О.П.
1.1. | Целью преподавания дисциплины является овладение методологией построения и применения математических моделей в экономике; освоение типовых методов и моделей, используемых в анализе и оптимизации операций; освоение технологии выработки управленческих решений.обучение студентов основам работы с компьютерными моделями для решения экономических задач, навыкам работы с математическими моделями, реализованными в программных пакетах, умению использовать математические, имитационные модели и информационные технологии при решении задач экономики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ПК-8 | способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач |
ПК-21 | способностью проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем |
ПК-23 | способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - существующие экономико-математические методы и модели операций; - основные принципы, этапы и методологию построения моделей операций; - основы системного подхода в моделировании; - основы факторного анализа и построения факторных моделей; правила постановки задач прикладной области. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - осуществить постановку задач в предметной области; - выбрать систему упрощенных допущений и перевести практическую задачу на математический язык; - выбрать подходящий математический и информационный инструментарий для решения задач, в том числе с использованием ЭВМ и прикладных программных продуктов; - указать ограничения и рамки применимости полученной модели и решения задачи; - анализировать результаты исследований; - систематизировать и обобщать информацию; - делать адекватные выводы при анализе конкретных ситуаций и использовать их для принятия решений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - применения полученного опыта к решению вновь возникающих задач; - выделения факторов внутренней и внешней среды, определения их влияния на результативные показатели; - применения методов поиска, хранения и обработки информации; - применения техники и стратегии торговли финансовыми инструментами в условиях осуществления реальных сделок; - проведения вычислительных экспериментов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Особенности социально-экономических задач. Типовые классические задачи экономики. Моделирование. Компьютерное моделирование. Этапы построения и применения компьютерных моделей. | Лекции | 5 | 1 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Формирование массивов исходных статистических данных на основе открытых информационных ресурсов для решения финансово-экономических задач. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-8, ПК-21 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Выполнение индивидуального задания на тему "Формирование массива статичтических показатерей динамики экономических показателей". | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-8, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Модели оценки доходности финансовых активов. Измерители и показатели финансовых рисков. | Лекции | 5 | 1 | ПК-8, ПК-21 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Построение рыночной модели моделей финансовых активов. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-8, ПК-21 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Выполнение индивидуального задания "Построение рыночной модели отраслевых индексов по актуальным данным открытых источников" | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Учет особенностей инвестиционной деятельности при компьютерном моделировании. | Лекции | 5 | 1 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Расчет финансово-статистических характерис ценных бумаг и отраслевых индексов. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-8, ПК-21 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Характеристики и модели формирования портфеля ценных бумаг. | Лекции | 5 | 1 | ПК-8, ПК-21 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Формирование портфеля ценных бумаг. Диверсификация. Ры- ночный (систематический) и индивидуальный (несистематиче- ский) риск ценных бумаг. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-8, ПК-21 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Измерение риска портфеля. Доходность портфеля. Выбор опти- мального портфеля. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-8, ПК-21 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Применение методов и моделей нелинейного математического программирования для формирования портфеля ценных бумаг по модели Г.Марковица. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-8, ПК-21 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Выполнение индивидуального задания "Формирование портфеля ценных бумаг и расчет его основных характеристик на основе модели САРМ" | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-8, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Изучение теоретических положений с помощью конспектов лекций, основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 5 | 18 | ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Подготовка к практическим и лабораторным занятиям. | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-8, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Подготовка к итоговой аттестации по дисциплине. | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-8, ПК-21, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова | Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузьмин П.И. | Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Система имитационного моделирования бизнес-процессов Project Expert. 2. MS Office – пакет офисных программ 3. Internet Explorer – Интернет-браузер Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Экономика. Компьютерное моделирование». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины, основная и дополнительная литература в библиотеке университета, возможность получения индивидуальной консультации у преподавателя. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования» по направлению «Прикладная информатика». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды: - изучение понятийного аппарата дисциплины «Экономика. Компьютерное моделирование»; - изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану; - работу над основной и дополнительной литературой; - самоподготовка к практическим и другим видам занятий; - самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине; - самостоятельная работа студента в библиотеке; - изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет; - выполнение расчетных заданий по моделированию практических ситуаций. |