МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория организаций и организационное поведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 24
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 40 40 40 40
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 24 24 24 24
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н, доцент, Балашова С.П.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория организаций и организационное поведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины – формирование теоретических знаний и практических навыков по обеспечению функционирования организаций разных типов в современных рыночных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ОПК-3 способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные модели и исследования в области теории организации и организационного поведения;
- определения основных терминов и понятий в теории организаций и организационного поведения;
- общие характеристики организации, ее внутренней и внешней среды;
- основные подходы к проектированию организационных структур разных типов;
- применения управленческих воздействий на основные социальные результаты организации;
- модели поведения работников организации и стимулирующие их факторы.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать и оценивать состояние конкретной организации с использованием изученных теоретических моделей;
- выявлять проблемы в структуре организации и предлагать обоснованные и конструктивные предложения по ее совершенствованию;
- диагностировать основные типы организационных культур;
- анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации;
- анализировать влияние различных факторов на конкретные виды поведения сотрудников и эффективность их трудовой деятельности;
- эффективно разрешать конфликтные ситуации;
- разрабатывать алгоритмы организационно-управленческих и экономических решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью разрабатывать эффективные управленческие решения;
- способностью проектировать организационные структуры;
- навыками разработки стратегии организационно-управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория организации
1.1. Теория организации и ее место в системе научных знаний Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.2. Теория организации и ее место в системе научных знаний Практические 4 2 ОПК-2 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.3. Теория организации и ее место в системе научных знаний Сам. работа 4 1 ОПК-2 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.4. Понятие организации, ее социально-экономическая сущность Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.5. Понятие организации, ее социально-экономическая сущность Практические 4 2 ОПК-2 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.6. Понятие организации, ее социально-экономическая сущность Сам. работа 4 1 ОПК-2 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.7. Организация как система Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.8. Организация как система Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.9. Организация как система Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.10. Организация и управление Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.11. Организация и управление Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.12. Организация и управление Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.13. Основополагающие законы и принципы организации Лекции 4 4 ОПК-2 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.14. Основополагающие законы и принципы организации Практические 4 4 ОПК-2 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.15. Основополагающие законы и принципы организации Сам. работа 4 2 ОПК-2 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.16. Управленческие решения в организации Лекции 4 4 ОПК-2 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.17. Управленческие решения в организации Практические 4 4 ОПК-2 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.18. Управленческие решения в организации Сам. работа 4 2 ОПК-2 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.19. Проектирование организационных систем Лекции 4 6 ОПК-3 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.20. Проектирование организационных систем Практические 4 6 ОПК-3 Л1.5, Л2.3, Л1.3
1.21. Проектирование организационных систем Сам. работа 4 6 ОПК-3 Л1.5, Л2.3, Л1.3
Раздел 2. Организационное поведение
2.1. Теоретические основы организационного поведения Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л2.1
2.2. Теоретические основы организационного поведения Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.3. Теоретические основы организационного поведения Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.4. Личность в организации как субъект поведения Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.5. Личность в организации как субъект поведения Практические 4 2 ОПК-3 Л2.4, Л2.2, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.6. Личность в организации как субъект поведения Сам. работа 4 1 ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.7. Группа, ее формирование и развитие Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.8. Группа, ее формирование и развитие Практические 4 4 ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.9. Группа, ее формирование и развитие Сам. работа 4 1 ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.10. Конфликты в организации Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.11. Конфликты в организации Практические 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.12. Конфликты в организации Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.13. Власть и лидерство в организации Лекции 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.14. Власть и лидерство в организации Практические 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.15. Власть и лидерство в организации Сам. работа 4 1 ОПК-2 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л2.1
2.16. Управление организационными изменениями Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.17. Управление организационными изменениями Практические 4 2 ОПК-2 Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.18. Управление организационными изменениями Сам. работа 4 1 ОПК-2 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.19. Организационная культура и методы ее формирования Лекции 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.4, Л2.2, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.20. Организационная культура и методы ее формирования Практические 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.21. Организационная культура и методы ее формирования Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

см.приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дорофеева Л. И. Организационное поведение: Методическая литература Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Семенов А.К., Набоков В.И. Организационное поведение: учебник для бакалавров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2015 e.lanbook.com
Л1.3 Бардасова Э. В., Сергеева Е. А. Теория организации и организационное поведение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
Л1.4 А. П. Балашов Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие ИНФРА-М, 2014
Л1.5 Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/406644
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шапиро С. А., Иглицкая Е. А. Практикум по дисциплине «Организационное поведение»: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Литвинюк А. А. Организационное поведение: учебное пособие Юрайт-Издат, 2012
Л2.3 Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 В. А. Спивак Организационное поведение: конспект лекций М.: Юрайт, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Основными формами учебных занятий изучения дисциплины являются лекции, семинары и практические занятия.
Лекции выступают важнейшим видом учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они призваны должны давать систематизированные основы научных знаний по теории организации и организационного поведения, раскрывать состояние и перспективы развития науки управления, концентрировать внимание студентов на ее наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам, тема, разделам учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.
Практические занятия проводятся с целью освоения практических методов и способов планирования, контроля, мотивации персонала, организации управления, принятия управленческих решений, анализа внутренней и внешней среды организации. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Самостоятельная работа студента, которая помимо подготовки к практическим занятиям, предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.