МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Макроэкономика: продвинутый уровень

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_01_МЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент Воробьев С.П.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Макроэкономика: продвинутый уровень

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. №321

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор социологических наук, профессор Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой доктор социологических наук, профессор Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у обучающегося системного представления о механизмах функционирования экономики на макроэкономическом уровне; целях, инструментах, возможностях и последствиях государственного макроэкономического регулирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-1 способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований
ПК-2 способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые понятия и законы макроэкономики, основы системного представления о механизмах функционирования экономики на макроэкономическом уровне, основные понятия макроэкономической статистики; основные макроэкономические модели, описывающие поведение макроэкономических субъектов и функционирование экономики страны в целом как с точки зрения текущего момента (статические равновесные модели), так и во временной перспективе (динамические модели экономического цикла, экономического роста, инфляции и т.д.); возможности государства в применении макроэкономической политики для стабилизации экономической ситуации, основные дискуссионные вопросы макроэкономической политики.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать макроэкономические вопросы, грамотно применяя основные макроэкономические понятия; делать аргументированные выводы относительно изучаемых макроэкономических проблем и допустимых подходов к их решению с учетом критериев социально-экономической эффективности; применять изученные теории и модели для обоснования мер макроэкономической политики в различных ситуациях; объяснять различия основных моделей макроэкономики, в том числе с учетом контекста их появления; вести научную дискуссию по проблемам макроэкономики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.терминологией по всему спектру тем макроэкономической теории в объеме пройденного курса, позволяющей самостоятельно изучать экономическую литературу в области макроэкономики; навыками самостоятельного поиска и усвоения новых знаний по макроэкономике, способностью передачи знаний по макроэкономике в образовательном процессе; навыками работы с макроэкономическими моделями во взаимосвязи алгебраических вычислений и графических построений; навыками интерпретации базовых макроэкономических моделей применительно к актуальным проблемам современной экономики; инструментарием оценки эффективности экономической политики государства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Потребление, сбережения, инвестиции
1.1. Равновесие потребителя: базовые модели(модель Рамсея, модели пересекающихся поколений, потребление и предложение труда, потребление и инвестиции). Лекции 1 1 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Равновесие потребителя: базовые модели(модель Рамсея, модели пересекающихся поколений, потребление и предложение труда, потребление и инвестиции). Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Равновесие потребителя: базовые модели(модель Рамсея, модели пересекающихся поколений, потребление и предложение труда, потребление и инвестиции). Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Модель AD-AS, ожидания и экономическая политика
2.1. Экономическая политика в модели AD-AS Лекции 1 2 ОК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Экономическая политика в модели AD-AS Практические 1 4 ОК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Экономическая политика в модели AD-AS Сам. работа 1 6 ОК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Адаптивные и рациональные ожидания в модели AD-AS Лекции 1 2 ОК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Адаптивные и рациональные ожидания в модели AD-AS Практические 1 4 ОК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Адаптивные и рациональные ожидания в модели AD-AS Сам. работа 1 6 ОК-1, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Модель Барро — Гордона — проблема временной несогласованности целей Лекции 1 1 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.8. Модель Барро — Гордона — проблема временной несогласованности целей Практические 1 2 ОК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.9. Модель Барро — Гордона — проблема временной несогласованности целей Сам. работа 1 8 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Экономический рост
3.1. Статические модели роста. Модель роста Солоу Лекции 1 0,5 ОК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Статические модели роста. Модель роста Солоу Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Статические модели роста. Модель роста Солоу Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.4. Модели роста с эффективным трудом. Модели роста с человеческим капиталом. Модели с производством знаний Лекции 1 0,5 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.5. Модели роста с эффективным трудом. Модели роста с человеческим капиталом. Модели с производством знаний Практические 1 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.6. Модели роста с эффективным трудом. Модели роста с человеческим капиталом. Модели с производством знаний Сам. работа 1 18 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Бюджетно-налоговая политика
4.1. Бюджетно-налоговая политика: содержание, цели и инструменты. Виды бюджетно-налоговой политики. Циклический и структурный дефициты (профиты) государственного бюджета Лекции 1 0,5 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.2. Бюджетно-налоговая политика: содержание, цели и инструменты. Виды бюджетно-налоговой политики. Циклический и структурный дефициты (профиты) государственного бюджета Практические 1 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.3. Бюджетно-налоговая политика: содержание, цели и инструменты. Виды бюджетно-налоговой политики. Циклический и структурный дефициты (профиты) государственного бюджета Сам. работа 1 18 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Циклическое развитие экономики
5.1. Экономический цикл: сущность, типы, фазы. Характеристика основных моделей: мультипликатора-акселератора,колебаний долей дохода, монетарные модели цикла, вероятностные модели цикла. Лекции 1 0,5 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.2. Экономический цикл: сущность, типы, фазы. Характеристика основных моделей: мультипликатора-акселератора,колебаний долей дохода, монетарные модели цикла, вероятностные модели цикла. Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.3. Экономический цикл: сущность, типы, фазы. Характеристика основных моделей: мультипликатора-акселератора,колебаний долей дохода, монетарные модели цикла, вероятностные модели цикла. Сам. работа 1 10 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин Макроэкономика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Б. В. Корнейчук Макроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кульков В.М., Теняков И.М. МАКРОЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ключников И.К., Ключников О.И. МАКРОЭКОНОМИКА. КРЕДИТНЫЕ И БИРЖЕВЫЕ ЦИКЛЫ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Под ред. Родиной Г.А. МАКРОЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 Российская государственная библиотека www.rsl.ru.
Э5 Банк России www.cbr.ru
Э6 Министерство Финансов РФ www.minfin.ru
Э7 Министерство экономического развития www.economy.gov.ru
Э8 Справочная правовая система «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
Э9 Курс в Moodle «Макроэкономика: продвинутый уровень» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.


ЭУМК представлен на платформе Moodle