МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология разработки бизнес-плана в социальном предпринимательстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Бочаров Сергей Николаевич;к.э.н., профессор, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Технология разработки бизнес-плана в социальном предпринимательстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М., к.э.н., профессор, ИО зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М.М., к.э.н., профессор, ИО зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическими основами бизнес-планирования, а также обучить технологии и практическим методам составления бизнес-планов инвестиционных проектов
Задачи дисциплины:
• показать значимость бизнес-планирования в предпринимательской деятельности;
• ознакомить с терминологией инвестиционного проектирования;
• обучить технологии разработки бизнес-плана;
• обучить методам оценки эффективности инвестиционных проектов;
• закрепить знания путем самостоятельной разработки бизнес-плана;
• привить навыки презентации результатов разработанного бизнес-плана

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-2 способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-3 способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. основные методы проведения анализа внутреннего и внешнего окружения организации в целях выявления проблем;
содержание программы проведения маркетинговых исследований
основные принципы составления бизнес-проектов в профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные виды анализа внешнего и внутреннего окружения организации
составлять программу маркетинговых исследований
формировать концепцию бизнес-проекта в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения комплексного анализа внешнего и внутреннего анализа организации
навыками проведения маркетинговых исследований
навыками разработки концепции бизнес-проекта в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Инвестиции в социальном предпринимательстве. Методология бизнес-планирования. Эффективность бизнес-плана.
1.1. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Лекции 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Практические 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.3. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Сам. работа 4 8 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.4. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Лекции 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.5. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Практические 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.6. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Сам. работа 4 8 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.7. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Практические 4 4 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.8. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Лекции 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.9. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Сам. работа 4 8 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.10. Описание продукта в бизнес-плане Лекции 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.11. Описание продукта в бизнес-плане Практические 4 0 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4
1.12. Описание продукта в бизнес-плане Сам. работа 4 8 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.13. Маркетинговая концепция бизнес-плана Лекции 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.14. Маркетинговая концепция бизнес-плана Практические 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.15. Маркетинговая концепция бизнес-плана Сам. работа 4 8 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.16. Организационный план Лекции 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.17. Организационный план Практические 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.18. Организационный план Сам. работа 4 8 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.19. Производственный раздел бизнес-плана Лекции 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.20. Производственный раздел бизнес-плана Практические 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.21. Производственный раздел бизнес-плана Сам. работа 4 8 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.22. Финансовый раздел бизнес-плана Лекции 4 0 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.23. Финансовый раздел бизнес-плана Практические 4 4 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.24. Финансовый раздел бизнес-плана Сам. работа 4 8 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.25. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Лекции 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.26. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Практические 4 2 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.27. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Сам. работа 4 8 ОК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Петрова Н. Творческие решения в бизнесе: М.: Эксмо, 2013
Л1.3 Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для бакалавров М. : Дашков и К, 2013 e.lanbook.com
Л1.4 Черняк В.З., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" М: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев, Ю.Т. Ахвледиани, Н.В.Артемьев Бизнес-планирование: М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114751
Л2.2 Виноградова М.В., Панина З.И., Ларионова А.А., Васильева Л.А. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие М. : Дашков и К, 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Информационно-справочная система "Консультант Плюс".
2. Информационно-справочная система "Кодекс".
3. Информационно-справочная система "Гарант".
4. Федеральный портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/.
Официальный сайт Алтайского края: http://altairegion22.ru/
Министерство экономического развития РФ: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz
5. Федеральный портал молодого предпринимателя: http://young.smb.gov.ru.
6. Аналитическое кредитное рейтинговой агентство: https://acra-ratings.ru.
7. Алтайский региональный ресурсный центр: http://www.altay-rrc.ru.
8. Деловая сеть Алтайского края: http://altai.n4.biz.
9. Базы данных сведений о предпринимательских структурах: https://fira.ru.
10. Управление Алтайская края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры: http://www.altsmb.ru.
11. Центр поддержки предпринимательства Алтайского края: http://www.altaicpp.ru.
12. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай: http://akstat.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов. Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовиться самостоятельно по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к промежуточной аттестации студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание/ пройти промежуточную аттестацию.