МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История (история России, всеобщая история)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильРесторанно-гостиничная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История (история России, всеобщая история)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ (история России, всеобщая история) являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. движущие силы и закономерности исторического процесса;
место человека в историческом процессе, политической организации общества;
место России в мировом сообществе, ее взаимосвязи с Западом и Востоком, вклад в мировую цивилизацию, специфические особенности ее развития;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
3.2.Уметь:
3.2.1.преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи;
руководствуясь принципами научной объективности и историзма извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;
понимать и оценивать достижения культуры, зная исторический контекст их создания.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
владеть опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения;
использует исторические знания для характеристики развития современной цивилизации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс "История».
1.1. История как наука. Сущность, функции и развитие исторического знания. Основные подходы к изучению истории. Понятие исторического времени. Условность периодизации. Понятия «всемирная» и «отечественная» история. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные) /Ср/ Сам. работа 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире
2.1. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. /Ср/ Сам. работа 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
2.2. Формирование духовного единства древнерусского общества. Сам. работа 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в
3.1. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. /Лек/ Лекции 1 1 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
3.2. Внешняя агрессия на Русь XIII в. Сам. работа 1 4 УК-5 Л2.2
3.3. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. /Ср/ Сам. работа 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Этапы объединения земель Великороссии. /Лек/ Сам. работа 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации
5.1. Смутное время в России рубежа XVI–XVII вв. Практические 1 1 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
5.2. XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия /Лек/ Лекции 1 1 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
5.3. Реформы Петра I. Изменение системы управления. Россия в эпоху «дворцовых переворотов». Сам. работа 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
5.4. «Просвещенный абсолютизм» как феномен развития Европы XVIII в. Сам. работа 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
5.5. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Последствия Великих географических открытий и эпохи Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины и значение /Ср/ Сам. работа 1 6 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
5.6. Эволюция монархии в России в XVII-XVIII вв.: сословно - представительная, самодержавная монархия, абсолютизм /Пр Сам. работа 1 6 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации
6.1. Российская империя и Европа в XIX в. Лекции 1 1 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
6.2. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. /Ср/ Сам. работа 1 6 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
6.3. Внешняя политика России в XIX в. /Ср/ Сам. работа 1 6 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
6.4. Декабризм в истории России Сам. работа 1 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Русские революции: причины, этапы, итоги Сам. работа 1 5 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.2. Советская модернизация. Опыт формирования политической системы. /Лек/ Лекции 1 1 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.3. СССР в 1945 - 1991 гг. Сам. работа 1 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.4. Современная РФ (1991 - 2012 гг.) Сам. работа 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.5. Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. /Ср/ Сам. работа 1 6 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.6. Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт. /Ср/ Сам. работа 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.7. Россия в начале XXI века. Политические реформы 2000–2010 гг.: укрепление «вертикали власти», реформа избирательной системы, реформа Конституции. Партийная система и Закон о партиях 2001 г. Экономическое развитие. Национальные проекты. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. /Ср/ Сам. работа 1 6 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.8. «Великая российская революция: предпосылки, альтернативы, историческое значение». Практические 1 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.9. Мир после Второй мировой войны. Истоки «холодной войны» (семинар – круглый стол) Сам. работа 1 6 УК-5 Л2.2
7.10. СССР в период «перестройки».1985–1991 гг. Практические 1 1 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История как наука: основные подходы к изучению истории, периодизация, источники.
2. Великое переселение народов III–V вв. и славянский мир. Восточные славяне в древности.
3. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
4. Политическая раздробленность: проблема хронологии, причины и предпосылки данного явления.
5. Характеристика отдельных земель в период раздробленности (на примере Галицко-Волынского, Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств).
6. Политическая раздробленность в Киевской Руси и феодальная раздробленность в Европе.
7. Монголо – татарское завоевание: причины, этапы, последствия.
8. Агрессия европейских феодалов - рыцарей. Значение религиозно-политической деятельности Александра Невского.
9. Сравнительный анализ развития феодализма в России и Европе.
10. Возвышение Москвы: причины, хронологические рамки.
11. Начальный этап объединения Великороссии. Значение военно-религиозной деятельности Ивана Калиты.
12. Дмитрий Донской и всемирно-историческое значение Куликовской битвы.
13. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв.
14. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России.
15. Основные проблемы и направления внешней политики России в XVI в.
16. Европейская цивилизация в условиях Нового времени.
17. «Смута» в России – период национального кризиса.
18. Особенности политического и социально-экономического развития России в XVII в.
19. Европеизация Петра I.

УП: 030300_62-09-1234-2623.plm.xml стр. 8
20. Политика «просвещенного абсолютизма» в России и Европе в XVIII в.
21. Рост территории России в XVIII в.
22. Тенденции социально-экономического развития Европы в XIX в.
23. Развитие политической системы Российской империи в XIX в.
24. Общественно-политическое движение в Российской империи в XIX в.
25. Международная система в XIX в. «Блоковая политика».
26. Россия и мир в начале XX в.
27. Первая русская революция 1905-1907 гг. Третьиюньская монархия.
28. Мир накануне и во время Первой мировой войны. Версальско - Вашингтонская система.
29. Россия от февраля к октябрю в 1917 г.
30. Формирование советской политической системы в 1920 – 1930-е гг.
31. Экономическая политика советского государства в 1920 – 1930-е гг.
32. Развитие мира между Первой и Второй мировыми войнами (1918 – 1939 гг.).
33. СССР в 1945 – 1991 гг.
34. «Холодная война»: понятие, причины, этапы, итоги.
35. Кризис советской системы 1991 г. Распад СССР.
36. Современная Россия в 1990 – 2000-е годы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кириллов, В. В. История России : учебное пособие для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, , 2016 www.biblio-online.ru/book/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева История: Россия и мир: учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. История России: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D4977FBF-4F9C-45B2-8A9F-CE9D823E8EDC
Л2.3 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
Л2.4 Колокольцева, Наталья Юрьевна; Пожарская, Ксения Александровна Учебная программа курса "История": для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.5 науч. ред. и сост. В. А. Скубневский, Т . Н. Соболева История России (с древнейших времен до конца XIX в.): Курс лекций Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.