МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление трудовыми ресурсами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_О-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Булатова Г.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление трудовыми ресурсами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у будущего специалиста комплекс знаний, умений и навыков, которые позволят ему в будущей деятельности адекватно и с выгодой для своей организации реагировать на изменения ситуации в сфере занятости, строить систему управления персоналом фирмы, во-первых, как в соответствии с обстановкой как на рынке труда в целом, так и на его конкретных сегментах, и, во-вторых, с учетом особенностей ме¬ханизма функционирования внешнего и внутреннего рынков труда.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия о трудовых ресурсах;
алгоритм принятия управленческих решений




3.2.Уметь:
3.2.1.критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений;
выявлять и правильно интерпретировать социально-экономические последствия управленческих решений применительно к трудовым ресурсам

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками разработки и обоснования управленческих решений применительно к трудовым ресурсам;
методами и приемами оценки социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий управленческих решений, связанных с решением проблем занятости населения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Трудовые ресурсы как учетно- статистическая категория. Современная демографическая ситуация в России, ее особенности и перспективы изменения. Определение рынка труда и его роли в системе рыночной экономики. Социально-экономическая сущность и принципы занятости населения. Структура занятости, тенденции ее изменения. Показатели, виды и формы занятости. Социально-экономическая сущность безработицы. Причины возникновения и виды безработицы Социально- экономические последствия безработицы. Государственное регулирование рынка труда и занятости, его правовое обеспечение. Государственные гарантии гражданам РФ в области занятости.
1.1. Трудовые ресурсы: формирование и использование Лекции 3 2 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Трудовые ресурсы: формирование и использование Практические 3 2 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Трудовые ресурсы: формирование и использование Сам. работа 3 8 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.4. Миграция довых ресурсов Сам. работа 3 8 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.5. Рынок труда и его характеристика Лекции 3 2 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.6. Рынок труда и его характеристика Практические 3 2 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.7. Рынок труда и его характеристика Сам. работа 3 10 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.8. Структуризация и сегментация рынков труда Сам. работа 3 8 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.9. Демографические основы формирования и функционирования рынка труда Сам. работа 3 4 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.10. Занятость населения Лекции 3 2 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.11. Занятость населения Практические 3 2 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.12. Занятость населения Сам. работа 3 4 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.13. Безработица и ее социально-экономические последствия Лекции 3 1 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.14. Безработица и ее социально-экономические последствия Практические 3 2 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.15. Безработица и ее социально-экономические последствия Сам. работа 3 8 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.16. Государственная политика в области занятости населения Сам. работа 3 8 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.17. Гибкие формы занятости и их роль в снижении безработицы Сам. работа 3 8 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.18. Государственная социальная поддержка лиц, оставшихся без работы Лекции 3 1 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.19. Государственная социальная поддержка лиц, оставшихся без работы Сам. работа 3 8 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.20. Зарубежный опыт регулирования занятости населения Сам. работа 3 9 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Б. Яковлева [и др.] Рынок труда: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7AF1AD4E-1829-455A-9694-2225CD8DBC26
Л1.2 С. А. Барков [и др.] ; под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова Управление человеческими ресурсами в 2 ч. Часть 1 : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A5F43D55-DBF3-4C92-B6F1-0F56E590D1C1
Л1.3 С. А. Барков [и др.] Управление человеческими ресурсами в 2 ч. Часть 2 : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B642FBB2-3999-4C61-AA5C-26BFF551FB80
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина Экономика труда в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F20EA8D8-6267-4BEF-BAC0-484768CE4B1E
Л2.2 Алиев, И. М. Экономика труда в 2 ч. Часть 1 : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F20EA8D8-6267-4BEF-BAC0-484768CE4B1E
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 авт.-сост. А.А. Еремин Трудовые ресурсы и рынок труда: Учебно-методическое пособие для студентов Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление трудовыми ресурсами portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экамен вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.
Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале Управление трудовыми ресурсами http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=527