Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 12 |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z38_03_01_О-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 83 | 83 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 12
Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. С.В. Лобова
1.1. | Сформировать у будущего специалиста комплекс знаний, умений и навыков, которые позволят ему в будущей деятельности адекватно и с выгодой для своей организации реагировать на изменения ситуации в сфере занятости, строить систему управления персоналом фирмы, во-первых, как в соответствии с обстановкой как на рынке труда в целом, так и на его конкретных сегментах, и, во-вторых, с учетом особенностей ме¬ханизма функционирования внешнего и внутреннего рынков труда. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-11 | способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия о трудовых ресурсах; алгоритм принятия управленческих решений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений; выявлять и правильно интерпретировать социально-экономические последствия управленческих решений применительно к трудовым ресурсам |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками разработки и обоснования управленческих решений применительно к трудовым ресурсам; методами и приемами оценки социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий управленческих решений, связанных с решением проблем занятости населения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Трудовые ресурсы как учетно- статистическая категория. Современная демографическая ситуация в России, ее особенности и перспективы изменения. Определение рынка труда и его роли в системе рыночной экономики. Социально-экономическая сущность и принципы занятости населения. Структура занятости, тенденции ее изменения. Показатели, виды и формы занятости. Социально-экономическая сущность безработицы. Причины возникновения и виды безработицы Социально- экономические последствия безработицы. Государственное регулирование рынка труда и занятости, его правовое обеспечение. Государственные гарантии гражданам РФ в области занятости. | ||||||
1.1. | Трудовые ресурсы: формирование и использование | Лекции | 3 | 2 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.2. | Трудовые ресурсы: формирование и использование | Практические | 3 | 2 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.3. | Трудовые ресурсы: формирование и использование | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.4. | Миграция довых ресурсов | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.5. | Рынок труда и его характеристика | Лекции | 3 | 2 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.6. | Рынок труда и его характеристика | Практические | 3 | 2 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.7. | Рынок труда и его характеристика | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.8. | Структуризация и сегментация рынков труда | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.9. | Демографические основы формирования и функционирования рынка труда | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.10. | Занятость населения | Лекции | 3 | 2 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.11. | Занятость населения | Практические | 3 | 2 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.12. | Занятость населения | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.13. | Безработица и ее социально-экономические последствия | Лекции | 3 | 1 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.14. | Безработица и ее социально-экономические последствия | Практические | 3 | 2 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.15. | Безработица и ее социально-экономические последствия | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.16. | Государственная политика в области занятости населения | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.17. | Гибкие формы занятости и их роль в снижении безработицы | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.18. | Государственная социальная поддержка лиц, оставшихся без работы | Лекции | 3 | 1 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.19. | Государственная социальная поддержка лиц, оставшихся без работы | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.20. | Зарубежный опыт регулирования занятости населения | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. Б. Яковлева [и др.] | Рынок труда: | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/7AF1AD4E-1829-455A-9694-2225CD8DBC26 |
Л1.2 | С. А. Барков [и др.] ; под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова | Управление человеческими ресурсами в 2 ч. Часть 1 : | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/A5F43D55-DBF3-4C92-B6F1-0F56E590D1C1 |
Л1.3 | С. А. Барков [и др.] | Управление человеческими ресурсами в 2 ч. Часть 2 : | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/B642FBB2-3999-4C61-AA5C-26BFF551FB80 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина | Экономика труда в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F20EA8D8-6267-4BEF-BAC0-484768CE4B1E |
Л2.2 | Алиев, И. М. | Экономика труда в 2 ч. Часть 1 : | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F20EA8D8-6267-4BEF-BAC0-484768CE4B1E |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | авт.-сост. А.А. Еремин | Трудовые ресурсы и рынок труда: Учебно-методическое пособие для студентов | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Управление трудовыми ресурсами | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) Электронная база данных "Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической. Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы). Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике. Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов. Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом: 1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса. 2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу. Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем. 3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях. 4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экамен вопросов. 5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины. 6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины. Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале Управление трудовыми ресурсами http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=527 |