МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Частный капитал в экономике Сибири периода НЭПа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические исследования в современном научном познании
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИИвСНП-2-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 191
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 191 191 191 191
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Демчик Е.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Частный капитал в экономике Сибири периода НЭПа

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.04.01 История (квалификация (степень) «магистр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. N 1300.

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.На примере истории изучения предпринимательской деятельности конкретного исторического периода подготовить студентов магистратуры к проведению научно-исследовательcкой работы с использованием знаний фундаментальных и прикладных дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Формы, способы, методы поиска информации по теме исследования; способы анализа научной продукции; формы, способы, методы проведения научно-исследовательской работы по историческим наукам; современные методы анализа и обобщения результатов научного исследования на примере истории изучения частного предпринимательства конкретного исторического периода
3.2.Уметь:
3.2.1.Осмысливать, сопоставлять информацию, полученную из разных источников; критически оценить собственные научные наработки; применять конкретные сведения по методологии истории и ее различным периодам в собственной научной работе; проанализировать и обобщить результаты научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методиками интерпретации полученной информации с целью выработки ее научной оценки; приемами критического анализа собственной научной деятельности; навыками подготовки и проведения научно-исследовательской работы по избранной теме в области исторической науки; навыками анализа и обобщения результатов собственных научных разработок.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ СИБИРИ ПЕРИОДА НЭПА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
1.1. Значение исследования истории частного капитала 1920-х гг. для выработки новой концепции отечественной истории Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Изучение проблем многообразия форм собственности и поиска их оптимального сочетания в современных условиях. Сам. работа 1 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Исследование многоукладности экономики периода нэпа как пример социально-экономических компромиссов в обществе на пути к гражданскому миру. Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Исторический опыт перехода от командно-административной системе к рыночно-либеральной. Сам. работа 1 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Степень «воровства», «законности» и «исторической полезности» «новых русских» 1920-х гг. Воссоздание исторического портрета предпринимателя 1920-х гг. Сам. работа 1 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Механизмы кредитно-налогового государственного регулирования частнопредпринимательской деятельности. Сам. работа 1 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Частный капитал в 1920-е годы как альтернативная государственной форма собственности, форма предпринимательской деятельности, совокупность средств производства, особый социальный слой. Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Территориальные и хронологические рамки изучения частного предпринимательства. Сам. работа 1 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. ВОПРОС О ЧАСТНОМ КАПИТАЛЕ 1920-х ГОДОВ В ИСТОРИОГРАФИИ
2.1. Вопрос о частном капитале 1920-х годов в историографии. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Вопрос о частном капитале в советской историко-экономической литературе 1920-х гг. и трудах русских эмигрантов. Широкая источниковая база, разносторонний подход, практическое использование результатов исследований как отличительные черты историографии 20-х гг. Сам. работа 1 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. В.И. Ленин о частном предпринимательстве в советский период: от полного отрицания к активному использованию частного капитала как пособника социалистического строительства в рамках госкапитализма. Сам. работа 1 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Развитие ленинских идей использования и ограничения предпринимательской деятельности в условиях нэпа в работах Н.И. Бухарина. Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Место проблемы использования и вытеснения частного капитала государством во внутрипартийных дискуссиях 20-х гг. (Е. Преображенский, Л. Троцкий, Л. Каменев, Г. Зиновьев, И. Сталин и др.). Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Влияние культа личности И. Сталина на историографическую ситуацию 1930-х – середины 1950-х гг. Сам. работа 1 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Расширение исследовательского спектра в 1960-е – 1980-е гг. Вопрос о частном капитале 20-х гг. в обобщающих работах по истории СССР, истории Сибири, истории экономики, рабочего класса, изменения социальной структуры советского общества, сибирской историографии, специальных работах о вытеснении и ликвидации эксплуататорских классов в СССР. Сам. работа 1 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Вопрос о частном капитале 1920-х г. в советской историографии Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Новейшая отечественная и зарубежная историография о частном предпринимательстве 20-х гг.: расширение источниковой базы, освобождение от политической конъюнктуры, извлечение уроков из исторической практики возрождения и ликвидации государством частного капитала 20-х гг. для развития современной предпринимательской деятельности. Сам. работа 1 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСА
3.1. Сущность формационного и цивилизационного подходов к анализу исторической действительности и значение использования их сочетания для изучения социально-экономических проблем 1920-х гг. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Генезис частного капитала как составная часть процесса модернизации. Принципы и методы исследования. Сам. работа 1 11 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Материалы ВКП(б), работы партийно-государственных лидеров 1920-х гг., законодательные акты, документальные и статистические публикации, воспоминания, письма, дневники как исторические источники. Особенности газетных и журнальных публикаций 20-х гг. Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Архивные материалы как основной источник для изучения частного капитала 20-х гг. Документы фондов наркоматов торговли, финансов, государственной плановой комиссии, Урало-Сибирской конторы «Кредит-бюро» Российского государственного архива экономики; наркомата рабоче-крестьянской инспекции Государственного архива Российской Федерации; местных исполкомов и их финансовых, торговых, плановых отделов, статистических бюро, товарных бирж, других хозяйственных организаций государственных архивов Алтайского и Красноярского краев, Омской, Томской, Иркутской и Новосибирской областей. Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЭПА: 1921 – 1923 гг.
4.1. Частный капитал в первые годы нэпа (1921-1923 гг.). Переход к новой экономической политике и выработка государством правовых и организационных методов, принципов и форм возрождения и использования частного предпринимательства. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Лишение предпринимателей политических прав, регламентация их владельческих прав в интересах большевистской диктатуры. Разработка кредитно-налоговых регуляторов предпринимательской деятельности. Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Особенности политической и социально-экономической ситуации в Сибири в начале 1920-х гг. Специфика процесса первоначального капиталистического накопления в условиях большевистской диктатуры и частичной либерализации экономики. Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Экономические и социальные источники формирования «новой» буржуазии. Основные приемы и способы частнокапиталистического накопления. Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Вопрос о «буржуазном воровстве» в историко-экономических исследованиях 20-х гг. и современной историографии. Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1924 – 1926 гг.
5.1. Развитие предпринимательской деятельности в 1924-26 гг. Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Приемы и методы успешной конкуренции частных предпринимателей с работниками кооперативной и государственной торговли и промышленности. Производительность труда в частном секторе. Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. СИБИРСКИЕ НЭПМАНЫ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ
6.1. Сибирские нэпманы и их объединения. Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Социальные источники формирования предпринимательского слоя. Вопрос о преемственности «старой» и «новой» буржуазии. Мотивы предпринимательской деятельности в условиях советской действительности. Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Организация и работа объединений предпринимателей – секций частной промышленности и торговли при товарных биржах, обществ взаимного кредита, базарных комитетов. Роль этих организаций в консолидации предпринимательского сектора, представительстве и защите его интересов в государственных структурах. Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В 1927 – 1930 гг.: ВЫТЕСНЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ
7.1. Частный капитал в 1927-1930 гг.: вытеснение и ликвидация. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Итоги и уроки частнопредпринимательской деятельности 1920-х гг. Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Экзамен Экзамен 1 27 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Вопрос о частном капитале 1920-х гг. в историографии.
2. Источниковедческие проблемы изучения частного капитала 1920-х гг.
3. Переход к нэпу и выработка принципов допущения частного капитала в экономику.
4. В.И. Ленин о принципах нэпа и частном предпринимательстве.
5. Генезис «новой» буржуазии. Формы и методы частнокапиталистического накопления в первые годы нэпа.
6. Кризис 1923/24 г. и первая «атака» на частный капитал.
7. Частная промышленность и торговля Сибири в середине 1920-х гг.
8. Сибирские нэпманы.
9. Свертывание нэпа и ликвидация частной промышленности и торговли в конце 1920-х гг.
10. «Уход» частного капитала: пути и результаты.
11. Структура предпринимательского сектора 1920-х гг. в Сибири.
12. Предпринимательская деятельность на сырьевом рынке Сибири.
13. Социальное происхождение сибирских коммерсантов в 1920-х гг.
14. Частные торговые предприятия 1920-х гг. в Сибири.
15. Частные промышленные предприятия 1920-х гг. в Сибири.
16. Формы и методы конкуренции частной торговли с государственной и кооперативной.
17. Кредитование частного предпринимательства 1920-х гг. в Сибири.
18. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в годы нэпа в Сибири.
19. Секции частной промышленности и торговли при товарных биржах Сибири.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Ковнир Экономическая история России в 2 ч. Часть 2. С 1917 года по начало XXI века : учебник Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Демчик, Е. В. Частное предпринимательство в Сибири в 1920-е годы : учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.М. Тимошина Экономическая история России: учебное пособие Юстицинформ, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle "Частный капитал в экономике Сибири периода НЭПа" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.