Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИЗвСО-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | На примере истории изучения предпринимательской деятельности конкретного исторического периода подготовить студентов магистратуры к проведению научно-исследовательcкой работы с использованием знаний фундаментальных и прикладных дисциплин. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-5 | способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Формы, способы, методы поиска информации по теме исследования; способы анализа научной продукции; формы, способы, методы проведения научно-исследовательской работы по историческим наукам; современные методы анализа и обобщения результатов научного исследования на примере истории изучения частного предпринимательства конкретного исторического периода |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Осмысливать, сопоставлять информацию, полученную из разных источников; критически оценить собственные научные наработки; применять конкретные сведения по методологии истории и ее различным периодам в собственной научной работе; проанализировать и обобщить результаты научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методиками интерпретации полученной информации с целью выработки ее научной оценки; приемами критического анализа собственной научной деятельности; навыками подготовки и проведения научно-исследовательской работы по избранной теме в области исторической науки; навыками анализа и обобщения результатов собственных научных разработок. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ СИБИРИ ПЕРИОДА НЭПА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. | ||||||
1.1. | Значение исследования истории частного капитала 1920-х гг. для выработки новой концепции отечественной истории | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Изучение проблем многообразия форм собственности и поиска их оптимального сочетания в современных условиях. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Исследование многоукладности экономики периода нэпа как пример социально-экономических компромиссов в обществе на пути к гражданскому миру. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Исторический опыт перехода от командно-административной системе к рыночно-либеральной. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Степень «воровства», «законности» и «исторической полезности» «новых русских» 1920-х гг. Воссоздание исторического портрета предпринимателя 1920-х гг. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Механизмы кредитно-налогового государственного регулирования частнопредпринимательской деятельности. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Частный капитал в 1920-е годы как альтернативная государственной форма собственности, форма предпринимательской деятельности, совокупность средств производства, особый социальный слой. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Территориальные и хронологические рамки изучения частного предпринимательства. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. ВОПРОС О ЧАСТНОМ КАПИТАЛЕ 1920-х ГОДОВ В ИСТОРИОГРАФИИ | ||||||
2.1. | Вопрос о частном капитале 1920-х годов в историографии. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Вопрос о частном капитале в советской историко-экономической литературе 1920-х гг. и трудах русских эмигрантов. Широкая источниковая база, разносторонний подход, практическое использование результатов исследований как отличительные черты историографии 20-х гг. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | В.И. Ленин о частном предпринимательстве в советский период: от полного отрицания к активному использованию частного капитала как пособника социалистического строительства в рамках госкапитализма. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Развитие ленинских идей использования и ограничения предпринимательской деятельности в условиях нэпа в работах Н.И. Бухарина. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Место проблемы использования и вытеснения частного капитала государством во внутрипартийных дискуссиях 20-х гг. (Е. Преображенский, Л. Троцкий, Л. Каменев, Г. Зиновьев, И. Сталин и др.). | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Влияние культа личности И. Сталина на историографическую ситуацию 1930-х – середины 1950-х гг. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Расширение исследовательского спектра в 1960-е – 1980-е гг. Вопрос о частном капитале 20-х гг. в обобщающих работах по истории СССР, истории Сибири, истории экономики, рабочего класса, изменения социальной структуры советского общества, сибирской историографии, специальных работах о вытеснении и ликвидации эксплуататорских классов в СССР. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Вопрос о частном капитале 1920-х г. в советской историографии | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Новейшая отечественная и зарубежная историография о частном предпринимательстве 20-х гг.: расширение источниковой базы, освобождение от политической конъюнктуры, извлечение уроков из исторической практики возрождения и ликвидации государством частного капитала 20-х гг. для развития современной предпринимательской деятельности. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСА | ||||||
3.1. | Сущность формационного и цивилизационного подходов к анализу исторической действительности и значение использования их сочетания для изучения социально-экономических проблем 1920-х гг. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Генезис частного капитала как составная часть процесса модернизации. Принципы и методы исследования. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Материалы ВКП(б), работы партийно-государственных лидеров 1920-х гг., законодательные акты, документальные и статистические публикации, воспоминания, письма, дневники как исторические источники. Особенности газетных и журнальных публикаций 20-х гг. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Архивные материалы как основной источник для изучения частного капитала 20-х гг. Документы фондов наркоматов торговли, финансов, государственной плановой комиссии, Урало-Сибирской конторы «Кредит-бюро» Российского государственного архива экономики; наркомата рабоче-крестьянской инспекции Государственного архива Российской Федерации; местных исполкомов и их финансовых, торговых, плановых отделов, статистических бюро, товарных бирж, других хозяйственных организаций государственных архивов Алтайского и Красноярского краев, Омской, Томской, Иркутской и Новосибирской областей. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЭПА: 1921 – 1923 гг. | ||||||
4.1. | Частный капитал в первые годы нэпа (1921-1923 гг.). Переход к новой экономической политике и выработка государством правовых и организационных методов, принципов и форм возрождения и использования частного предпринимательства. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Лишение предпринимателей политических прав, регламентация их владельческих прав в интересах большевистской диктатуры. Разработка кредитно-налоговых регуляторов предпринимательской деятельности. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Особенности политической и социально-экономической ситуации в Сибири в начале 1920-х гг. Специфика процесса первоначального капиталистического накопления в условиях большевистской диктатуры и частичной либерализации экономики. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Экономические и социальные источники формирования «новой» буржуазии. Основные приемы и способы частнокапиталистического накопления. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Вопрос о «буржуазном воровстве» в историко-экономических исследованиях 20-х гг. и современной историографии. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1924 – 1926 гг. | ||||||
5.1. | Развитие предпринимательской деятельности в 1924-26 гг. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Приемы и методы успешной конкуренции частных предпринимателей с работниками кооперативной и государственной торговли и промышленности. Производительность труда в частном секторе. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. СИБИРСКИЕ НЭПМАНЫ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ | ||||||
6.1. | Сибирские нэпманы и их объединения. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Социальные источники формирования предпринимательского слоя. Вопрос о преемственности «старой» и «новой» буржуазии. Мотивы предпринимательской деятельности в условиях советской действительности. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Организация и работа объединений предпринимателей – секций частной промышленности и торговли при товарных биржах, обществ взаимного кредита, базарных комитетов. Роль этих организаций в консолидации предпринимательского сектора, представительстве и защите его интересов в государственных структурах. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 7. ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В 1927 – 1930 гг.: ВЫТЕСНЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ | ||||||
7.1. | Частный капитал в 1927-1930 гг.: вытеснение и ликвидация. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Итоги и уроки частнопредпринимательской деятельности 1920-х гг. | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Вопрос о частном капитале 1920-х гг. в историографии. 2. Источниковедческие проблемы изучения частного капитала 1920-х гг. 3. Переход к нэпу и выработка принципов допущения частного капитала в экономику. 4. В.И. Ленин о принципах нэпа и частном предпринимательстве. 5. Генезис «новой» буржуазии. Формы и методы частнокапиталистического накопления в первые годы нэпа. 6. Кризис 1923/24 г. и первая «атака» на частный капитал. 7. Частная промышленность и торговля Сибири в середине 1920-х гг. 8. Сибирские нэпманы. 9. Свертывание нэпа и ликвидация частной промышленности и торговли в конце 1920-х гг. 10. «Уход» частного капитала: пути и результаты. 11. Структура предпринимательского сектора 1920-х гг. в Сибири. 12. Предпринимательская деятельность на сырьевом рынке Сибири. 13. Социальное происхождение сибирских коммерсантов в 1920-х гг. 14. Частные торговые предприятия 1920-х гг. в Сибири. 15. Частные промышленные предприятия 1920-х гг. в Сибири. 16. Формы и методы конкуренции частной торговли с государственной и кооперативной. 17. Кредитование частного предпринимательства 1920-х гг. в Сибири. 18. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в годы нэпа в Сибири. 19. Секции частной промышленности и торговли при товарных биржах Сибири. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Н. Ковнир | Экономическая история России в 2 ч. Часть 2. С 1917 года по начало XXI века : учебник | Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Демчик, Е. В. | Частное предпринимательство в Сибири в 1920-е годы : учебное пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т.М. Тимошина | Экономическая история России: учебное пособие | Юстицинформ, 2011 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Частный капитал в экономике Сибири периода НЭПа" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |