МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методология истории
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методология истории

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «12» сентября 2013 г., № 1061

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование профессиональной компетентности студента-историка, создание прочной теоретико-методологической базы для учебно-квалификационных научных работ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-4: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки
ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
ПК-11: способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Основные принципы функционирования исторической науки;
2. Наиболее важные теории исторического процесса;
3. Основные методологические подходы к осмыслению истории;
4. Необходимый для написания учебно-квалификационных работ набор общенаучных и специальных методов исследования;
5. Основные историографические школы и их концепции.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Грамотно выстраивать теоретическое обоснование своего научного (учебного) исследования;
2. Применять общенаучные и специальные методы исследования на практике;
3. Критические анализировать позиции различных историков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Методикой анализа историографии по любой научной проблеме;
2. Способностью применять полученные теоретические знаний в любой сфере деятельности;
3. Принципами ведения научной дискуссии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общее понятие теории исторического процесса.
1.1. Общее понятие теории исторического процесса. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Случайность и закономерность в истории. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Общее понятие теории исторического процесса. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Различные уровни теории исторического процесса в их взаимосвязи.
2.4. Различные уровни теории исторического процесса в их взаимосвязи. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Различные уровни теории исторического процесса в их взаимосвязи. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основные теории исторического процесса.
3.6. Теоретико-методологические взгляды французских просветителей Практические 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. «Конец истории»: неизбежность или заблуждение теории? Практические 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Цивилизационный подход к пониманию истории: возможности и ограничения. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.9. Географический детерминизм в исторических концепциях. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.10. Теоретико-методологические основы советской исторической науки Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.11. Основные теории исторического процесса. Сам. работа 4 12 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Основные принципы исторического познания
4.12. Основные принципы исторического познания Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.13. Основные принципы исторического познания Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Категории (понятия) исторической науки.
5.14. Категории (понятия) исторической науки. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.15. Категории (понятия) исторической науки. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Возникновение методологии как начало нового этапа развития исторической науки. Эволюция зарубежной и отечественной методологии истории.
6.16. Возникновение методологии как начало нового этапа развития исторической науки. Эволюция зарубежной и отечественной методологии истории. Сам. работа 4 16 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.17. Понимание задач исторической науки в Новое время Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.18. Кризис позитивистской методологии в конце XIX в. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.19. Методологические поиски современной западной исторической науки. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.20. Современное состояние отечественной исторической науки Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Историческая наука и общественное сознание
7.21. Историческая наука и общественное сознание Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.22. «Кризис исторической науки»: признак упадка или нормальное состояние системы? Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.23. История и идеология: возможности взаимодействия Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.24. Научная и популярная история в процессе борьбы и сотрудничества. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.25. Возможности альтернативной истории Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Традиционные и современные методы исторических исследований
8.26. Традиционные и современные методы исторических исследований Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.27. Традиционные и современные методы исторических исследований Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.28. Зачет Зачет 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем заключается своеобразие истории как науки?
2. Какие из критериев научности не в полной мере применимы к истории?
3. Какое значение имеет философия истории для развития исторической науки?
4. В чем разница между линейными и циклическими теориями исторического процесса?
5. Каков механизм смены формаций согласно теории К. Маркса?
6. Какие стадии проходит этнос согласно теории Л.Н. Гумилева?
7. В чем состоит ограниченность принципа объективности для истории?
8. Какие нарушения принципа историзма вы можете назвать?
9. Из каких элементов состоит язык исторического исследования?
10. Какими особенностями обладают специальные научные термины?
11. Что лежало в основе методологии исторических исследований в Новое время?
12. Какие наиболее популярные направления исторических исследований на западе существуют сейчас?
13. Каков характер взаимодействия исторической науки и идеологии?
14. В чем состоит общественная значимость «популярной истории»?
15. Какими традиционными методами оперирует современная историческая наука?
16. В чем состоит ограниченность «альтернативной истории»?


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Вопросы экзаменационных билетов

1. История как наука: критерии научности и их применение к истории.
2. Структура исторической науки: эмпирический и теоретический уровни.
3. Место «философии истории» в системе исторического знания.
4. Соотношение случайного и закономерного в истории. Роль личности в истории.
5. Частные теории исторического процесса: структура, назначение, взаимодействие с эмпирическим знанием.
6. Общие теории исторического процесса в их взаимодействии с частными теориями и «философией истории».
7. Прогрессивные и регрессивные линейно-стадиальные теории исторического процесса.
8. Проблема «конца истории» в линейных теориях.
9. Циклические теории исторического процесса.
10. Сильные и слабые стороны теории модернизации.
11. Основные положения теории общественно-экономических формаций, ее слабые стороны.
12. Цивилизационный подход в работах А. Дж. Тойнби.
13. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.
14. Основные принципы исторических исследований. Принцип системности и системно-структурный метод.
15. Принцип объективности.
16. Принцип историзма.
17. «Язык науки», его общая характеристика.
18. Проблема терминов в ее современном понимании.
19. Возникновение новых терминов как показатель развития науки.
20. Зарождение научной методологии в Европе в XVI – XVII вв.
21. Методология французских просветителей.
22. Методология марксизма. Исторический материализм и его сущность.
23. Позитивизм в XIX веке: от рождения до кризиса.
24. Методология постмодернизма.
25. Отечественная историческая наука на пути от монизма к плюрализму.
26. Общее понятие «кризиса исторической науки» и применимость этого термина к отечественной историографии.
27. Влияние идеологии на историческую науку и исторической науки на идеологии.
28. Возможности деидеологизации исторической науки. «Партийность» в истории.
29. Научная и популярная история, их соотношение в общественном сознании.
30. Механизмы борьбы научного сообщества с искажениями истории.
31. Возможности «альтернативной истории».
32. Применение общенаучных методов в исторических исследованиях.
33. Описательный метод в истории.
34. Особенности историко-генетического метода.
35. особенности историко-хронологического и историко-ретроспективного метода.
36. Историко-сравнительный метод.
37. Взаимодействие истории с другими гуманитарными науками.
38. Взаимодействие истории с точными и естественными науками.
5.3. Фонд оценочных средств
Тестовые задания для самоконтроля

1. Что из этого является критерием научности (2 ответа)?
выявление законов и закономерностей; соответствие текстам Священного Писания; наличие идеального объекта; наличие гипотезы; признание факта всеми людьми.
2. Какие из этих теорий истории относятся к линейным? (2 ответа)
теория Л.Н. Гумилева, теория ОЭФ, теория А. Тойнби, теория Дж. Вико. теория Г. Гегеля, теория Н.Я. Данилевского.
3. Какой из этих терминов отсутствует в теории истории А. Тойнби?
«вызов-и-ответ», творческое меньшинство, фаза обскурации, внутренний пролетариат.
4. Как называется теория, согласно которой все аграрные общества должны трансформироваться в индустриальные?
теория индустриализации, теория общественно-экономических формаций, теория информационного общества, теория модернизации.
5. Что из этого не входит в состав «языка историка»?
литературный язык эпохи, специальные исторические термины, язык исторических источников, неофициальные профессионализмы, специальные термины других наук.
6. Какой из этих общенаучных методов не рекомендуется часто использовать в силу его противоречивости?
анализ, редукция, сопоставление, типологизация, экстраполяция.
7. Какой из этих специальных исторических методов чаще всего применяется в исследованиях?
историко-хронологический, историко-ретроспективный. историко-биографический, нарративный.
Приложения
Приложение 1.   Гончаров- ФОС ТиМИН.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филюшкин А.И. (ред.) Теория и методология истории: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Изд-во Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/DB0765F2-A6ED-4B1B-A76A-B9C2645A4BB7
Л1.2 Румянцева М.Ф. Основы теории исторического знания : учебное пособие Переславль-Залесский : УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454376
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Репина Л.П. История исторического знания: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 https://www.biblio-online.ru/book/D4B371AC-AA96-4A19-806C-5DE6C967AA4B
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». http://biblioclub.ru/
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» https://biblio-online.ru/
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
не требуется
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теория и методология исторической науки – один из базовых учебных курсов, формирующих профессиональную компетентность студента-историка. Курс представляет собой обобщение опыта осмысления истории и опыта исследования прошлого.
Теоретические знания являются необходимой частью системы научных знаний, что предопределяет ключевую роль теории в понимании исторических процессов. Знание основных принципов и подходов к объяснению событий прошлого является необходимым условием как формирования у обучающихся адекватного представления об историческом процессе, так и осмысления ими конкретно-исторических знаний на более высоком уровне. Курс «Теория и методология исторической науки» неразрывно связан с курсами по истории исторической науки (отечественной и зарубежной).а также с курсами философии и специальным курсом «Историческое сознание». Все эти дисциплины в комплексе способствуют превращению студента исторического факультета из «историка-эрудита» (специалиста, обладающего определенным набором знаний о событиях и процессах прошлого) в «историка-аналитика», способного к самостоятельной исследовательской деятельности.
Необходимым элементом любого научного исследования является его методология. представляющая собой не только набор применяемых методов, но и общетеоретический подход к процессу получения новых знаний. Без четкой обозначенной и осознаваемой самим исследователем методологии любой научный поиск превращается в бесцельный сбор информации с последующей ее неквалифицированной обработкой. Преподавание курса методологии исторической науки преследует и вполне конкретную практическую цель – подготовить студента к написанию качественной выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Важной составляющей курса является его направленность на развитие мышления обучающихся, а также на выработку практических навыков ведения дискуссии, обсуждения сложных теоретических вопросов. С этой целью в программе предусмотрены разноплановые практические занятия, предусматривающие как большой объем самостоятельной работы студентов с источниками (с последующим коллективным анализом текстов), так и «активные» формы проведения занятий (дискуссия, круглый стол, презентация творческих проектов и т.п.).
Особенностью преподавания данного курса на заочном отделении исторического факультета является смещение акцента с самостоятельной работы студента на усвоение им материала на лекциях с последующим закреплением полученных знаний на специализированных практиках.