МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Столыпинские реформы на Алтае

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Разгон В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н, доц., Пожарская К.А.

Рабочая программа дисциплины
Столыпинские реформы на Алтае

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Е.В. Демчик


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Е.В. Демчик


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Столыпинские реформы на Алтае" являются формирование у студентов комплексного представления о специфике аграрной политики правительства П.А. Столыпина на Алтае, а также акцентуация внимания на антроплогических аспектах темы (социокультурная и хозяйственная адаптация).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фактологию всеобщей и отечественной истории, важнейшие понятия и термины;примеры насилия в истории и его последствия, роль личности в историческом процессе и конкретные примеры проявления личностного влияния на исторический процесс.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять информационно-поисковую деятельность, составлять историографические обзоры; выявлять причинно-следственные связи, самостоятельно формулировать причины явлений и процессов; осуществлять критический анализ полученной информации, формулировать собственную позицию по изучаемой проблематике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с историческими источниками и литературой, историографическими трудами; навыками аналитической деятельности, определять место личности в истории; : специально-историческими методами, навыками формулирования самостоятельных выводов по изучаемой проблематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические вопросы курса
1.1. Источники и историография Столыпинских реформ в Сибири. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Источники и историография Столыпинских реформ в Сибири. Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. История переселенческого движения на Алтай в достолыпинский период. Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.4. История переселенческого движения на Алтай в достолыпинский период. Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.5. Специфика аграрного развития Алтая на рубеже XIX–XX вв. Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.6. Специфика аграрного развития Алтая на рубеже XIX–XX вв. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Организация миграционного движения в Сибирь в период реализации Столыпинской аграрной реформы
2.1. Организация переезда и правовые аспекты устройства крестьян. Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Формирование колонизационного фонда на Алтае. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.3. Динамика и география миграционных потоков начала XX в. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.4. Государственное кредитование миграционного процесса в Сибири. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Хозяйственная и социокультурная адаптация столыпинских мигрантов в Сибири.
3.1. Природно-климатическая адаптации переселенцев на Алтае. Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.2. Хозяйственное обустройство столыпинских переселенцев в Сибири. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.3. Зачет 4 4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Источники изучения Столыпинской аграрной реформы в Сибири.
2. Историография аграрных реформ рубежа XIX–XX вв.
3. Характеристика аграрного строя Европейской части России рубежа XIX–начала XX в.
4. История формирования миграционного законодательства. Законодательная основа реализации Столыпинской аграрной реформы.
5. История переселенческого движения на Алтай второй половины XIX в.
6. Специфика аграрного развития Алтайского округа на рубеже XIX–XX вв.
7. Организация переезда и правовые аспекты устройства крестьян на Алтае.
8. Формирование колонизационного фонда на Алтае (источники, правовые основания, темпы).
9. Динамика и география миграционных потоков начала XX в. в Алтайский округ.
10. Мероприятия по государственной поддержке крестьян-переселенцев.
11. Природно-климатическая адаптации переселенцев на Алтае.
12. Проблемы социокультурной адаптации мигрантов.
13. Хозяйственное обустройство столыпинских переселенцев на Алтае.
14. Итоги реализации Столыпинской аграрной реформы на Алтае: историография вопроса.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. «Наша земельная община – это гнилой анахронизм, здравствующий … наперекор здравому смыслу и важнейшим государственным потребностям…Община в ее настоящем виде не помогает слабому, а давит и уничтожает сильного, губит народную энергию и мощь». (П.А. Столыпин).
2. «Дайте выход сильной личности в крестьянстве, освободите ее от воздействия невежества, лени и пьянства, и у вас будет прочная устойчивая опора для развития страны без всяких утопий и искусственных вредных скачков». (П.А. Столыпин).
3. «Прилив на окраину переселенцев, как живых соков, должен образовать и у нас в Сибири плотную живую кору русского дерева. Но для того, чтобы это обрастание корой шло успешно, необходимо, чтобы переселение не подвергалось искусственным и насильственным опытам». (П.А. Столыпин).
4. «… когда с укреплением земли в собственность старожилов и переселенцев, появлением там владений на “купленной” земле, развитием городской жизни и более плотным заселением некоторых местностей, период лихорадочного распределения земельного запаса между пришлым людом закончится… население перестанет быть механической смесью чуждых друг другу выходцев из Перми, Полтавы, Могилева». (П.А. Столыпин).
5. «В числе затруднений, испытываемых правительством в деле подготовки земель для переселения, условия землепользования коренного сибирского населения.» (Б.А. Васильчиков).
6. «Старожилы очень скоро разглядели в переселенце… врага их приволья, врага, который приберет к своим крепким рукам не только “плохо лежащие в казне” земли, но, и захватит те, что старожилы имеют в своих “дачах”». (С.П. Швецов).
7. «Сибиряк сторонится русского переселенца и это разделение происходит исключительно под влиянием культурных особенностей». (П. Голубев).
8. «По своей масштабности, степени воздействия и последствиям массовую крестьянскую миграцию в Сибирь конца XIX–начала XX вв. и производимое одновременно с этим землеустройство можно квалифицировать как переселенческую революцию». (Д.Я. Резун, М.В. Шиловский).
9. «… можно квалифицировать деятельность П.А. Столыпина в аграрной сфере России в 1906–1911 гг. не как реформу, а как аграрную политику с элементами волюнтаристского реформирования». (М.В. Шиловский).
10. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы». (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Храмков Очерки истории крестьянства Сибири начала ХХ в: монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/806
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анашкин, А. П.; Демчик, Е. В.; Дьяченко, Ю. С.; Разгон, В. Н.; Храмков, А. А. История России ХХ - начало XXI в.: учеб. пособие Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle "Столыпинские реформы на Алтае" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Фонд изучения наследия П.А. Столыпина: http://www.stolypin.ru/
Электронная библиотека по истории Алтая: http://new.hist.asu.ru/library/book.html
Сибирь капиталистическая: http://muz.hum.sbras.ru/kapital/project/source.html
Сибиряки вольные и невольные: http://xn--90anbaj9ad0j.xn--80asehdb/.
Российская национальная библиотека (электронная библиотека): http://www.nlr.ru/.
Научная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Столыпинские реформы на Алтае» студентам предстоит сформировать представления о специфике аграрного развития алтайского региона на рубеже XIX - XX вв., о содержании, целях и результатах переселенческой политики, об особенностях адаптации крестьян в Сибири. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с тематическим принципом.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (2 часа лекционных и 4 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов (62 часа).
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.

Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать:
• умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
• логичность построения хода и результатов выполнения работы;
• умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию;
• представление полного ответа на предложенные вопросы;
• умение использовать дополнительные возможности информационных технологий.
Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ. Теоретические аспекты курса также усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой.
Итоговая аттестация осуществляется в форме устного зачета.