МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сталинизм как историческое явление
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Разгон В.Н.

Рецензент(ы):
к.и..н, доц., Пожарская К.А.

Рабочая программа дисциплины
Сталинизм как историческое явление

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» августа 2014 г., № 950

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов представлений о происхождении и сущности сталинизма как политической, социальной и экономической системы, о роли политического насилия в модернизационных преобразованиях.
Формирование знаний, умений и навыков использования специальных знаний, полученных в рамках освоения дисциплины, в исследовательской и практической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретическое и конкретно-историческое содержание проблем, изучаемых в рамках дисциплины, принцип историзма, системный подход, общенаучные и специальные методы, применяемые при проведении исторических научных исследований.
Ментальные, идеологические и социально-политические истоки сталинизма, сущность сталинизма как политической, социальной и политической системы.
Методику работы с источниками специальной информации, методические приемы использования специальных знаний, полученных в рамках освоения учебной дисциплины, в исследовательской и практической деятельности.

3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать полученные в ходе изучения дисциплины знания, умения и навыки при проведении исследований в рамках научной специализации.
Использовать знания о событиях и процессах советской истории для определения сущности сталинизма как политической, социальной и экономической системы, роли политического насилия в проведении модернизационных преобразований.
Применять методику работы с различными источниками специальной информации, использовать специальные знания, приобретенные в рамках изучения дисциплины, в исследовательской и практической деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками использования знаний и умений, выработанных в ходе изучения конкретных проблем отечественной истории, для проведения исследований в области своей научной специализации.
Навыками реализации целостного подхода к изучению феномена сталинизма как идеологии, социально-политической и экономической системы, определения роли политического насилия в проведении модернизационных преобразований.
Навыками поиска специальной информации, использования специальных знаний, полученных в рамках освоения дисциплины, в исследовательской и практической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ментальные, идейно-политические и социально-экономические предпосылки и истоки сталинизма
1.1. Сталинизм как идеократическая, мобилизационная и репрессивная система Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Сталин как личность и символ Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Сталин как личность и символ Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Институциональные основы сталинизма. Система власти при Сталине
2.4. Политэкономия сталинизма Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Сталинская революция сверху: коллективизация и индустриализация Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Сталинская революция сверху: коллективизация и индустриализация Сам. работа 4 4 ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Сталинизм и советский социум
3.7. Динамика социальной структуры советского общества в 1930–1950-е гг. Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Маргинальные слои и группы в советском обществе Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Внешняя политика в эпоху Сталина
4.9. Внешняя политика СССР в 1930-е годы Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.10. Международная политика позднего сталинизма Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Идеология и культура в эпоху сталинизма
5.11. Влияние идеологии и политики на развитие культуры Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.12. Феномен «культурной революции»: форма и содержание Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Повседневный сталинизм. Личность в условиях диктатуры
6.13. «Стратегии выживания» в контексте советской повседневности Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.14. Символы и ритуалы сталинской эпохи Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.15. Зачет Зачет 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте исторические предпосылки и истоки формирования сталинизма
2. Охарактеризуйте основные этапы формирования механизма власти при Сталине
3. Охарактеризуйте основные черты и сталинской властной номенклатуры.
4. Какие цели преследовал Большой террор 1937–1838 гг.?
5. Охарактеризуйте основные формы сопротивления крестьянства политике коллективизации и раскулачивания.
6. Дайте сравнительный анализ национальной политики, проводившейся в 1920-е и 1930-е годы
7. Охарактеризуйте формы и масштабы применения принудительного труда в экономике СССР в 1930-1950-е гг.
8. Голод 1933–1934 гг.: причины и стратегии выживания.
9. Какие функции выполнял образ Сталина в массовом сознании?
10. В чем заключались функции идеологических кампаний 1930-х гг.?
11. Назовите и охарактеризуйте основные этапы эволюции советской идеологии в сталинский период
12. Определите причины и цели политики депортации народов, проводившейся сталинским руководством в период Великой Отечественной войны?
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Сталинизм как идеократическая, мобилизационная и репрессивная система
2. Сталинский режим: формирование и функционирование механизма власти
3. Охарактеризуйте основные черты и сталинской властной номенклатуры.
4. Большой террор 1937 гг.: реализация приказа НКВД № 00447
5. Сопротивление крестьянства политике коллективизации и раскулачивания.
6. Принудительный труд в экономике СССР в сталинский период
7. Национальная политика в СССР в 1920–1930-е годы
8. Внешняя политика СССР в 1930-е годы
9. Внешняя политика СССР в 1945–сер. 1950-х гг.
10. Символы и ритуалы сталинской эпохи
11. Советская праздничная культура 1920–1950-х гг.
12. Культ личности Сталина
13. Стратегии выживания в контексте советской повседневности 1930-х гг.
14. Биографии соратников И.В. Сталина (по выбору студентов
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Щагин Э. М., Чураков Д. О., Цветков В. Ж. Становление советской политической системы: 1917-1941 годы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Прометей, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=108519
Л1.2 Медушевский А. Н. Ключевые проблемы российской модернизации: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=221653
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Авторханов А.Г. Технология власти. В 2 кн. : М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457245
Л2.2 Авторханов, А.Г. Сталин. Путь к диктатуре : М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457378
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э2 Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека (НЭБ) http://www.elibrary.ru/
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/index.html
Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» www.biblioclub.ru
ЭБС «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/
Информационные ресурсы Российской Библиотечной Ассоциации (РБА) http://www.rba.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.