Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_01_История-124-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 62 | 62 | 62 | 62 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | Формирование у студентов представлений о происхождении и сущности сталинизма как политической, социальной и экономической системы, о роли политического насилия в модернизационных преобразованиях. Формирование знаний, умений и навыков использования специальных знаний, полученных в рамках освоения дисциплины, в исследовательской и практической деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-1 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Теоретическое и конкретно-историческое содержание проблем, изучаемых в рамках дисциплины, принцип историзма, системный подход, общенаучные и специальные методы, применяемые при проведении исторических научных исследований. Ментальные, идеологические и социально-политические истоки сталинизма, сущность сталинизма как политической, социальной и политической системы. Методику работы с источниками специальной информации, методические приемы использования специальных знаний, полученных в рамках освоения учебной дисциплины, в исследовательской и практической деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать полученные в ходе изучения дисциплины знания, умения и навыки при проведении исследований в рамках научной специализации. Использовать знания о событиях и процессах советской истории для определения сущности сталинизма как политической, социальной и экономической системы, роли политического насилия в проведении модернизационных преобразований. Применять методику работы с различными источниками специальной информации, использовать специальные знания, приобретенные в рамках изучения дисциплины, в исследовательской и практической деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками использования знаний и умений, выработанных в ходе изучения конкретных проблем отечественной истории, для проведения исследований в области своей научной специализации. Навыками реализации целостного подхода к изучению феномена сталинизма как идеологии, социально-политической и экономической системы, определения роли политического насилия в проведении модернизационных преобразований. Навыками поиска специальной информации, использования специальных знаний, полученных в рамках освоения дисциплины, в исследовательской и практической деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Ментальные, идейно-политические и социально-экономические предпосылки и истоки сталинизма | ||||||
1.1. | Сталинизм как идеократическая, мобилизационная и репрессивная система | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Сталин как личность и символ | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Сталин как личность и символ | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Институциональные основы сталинизма. Система власти при Сталине | ||||||
2.1. | Политэкономия сталинизма | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Сталинская революция сверху: коллективизация и индустриализация | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Сталинская революция сверху: коллективизация и индустриализация | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Сталинизм и советский социум | ||||||
3.1. | Динамика социальной структуры советского общества в 1930–1950-е гг. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Маргинальные слои и группы в советском обществе | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Внешняя политика в эпоху Сталина | ||||||
4.1. | Внешняя политика СССР в 1930-е годы | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Международная политика позднего сталинизма | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. Идеология и культура в эпоху сталинизма | ||||||
5.1. | Влияние идеологии и политики на развитие культуры | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Феномен «культурной революции»: форма и содержание | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 6. Повседневный сталинизм. Личность в условиях диктатуры | ||||||
6.1. | «Стратегии выживания» в контексте советской повседневности | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
6.2. | Символы и ритуалы сталинской эпохи | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
6.3. | Зачет | Зачет | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Охарактеризуйте исторические предпосылки и истоки формирования сталинизма 2. Охарактеризуйте основные этапы формирования механизма власти при Сталине 3. Охарактеризуйте основные черты и сталинской властной номенклатуры. 4. Какие цели преследовал Большой террор 1937–1838 гг.? 5. Охарактеризуйте основные формы сопротивления крестьянства политике коллективизации и раскулачивания. 6. Дайте сравнительный анализ национальной политики, проводившейся в 1920-е и 1930-е годы 7. Охарактеризуйте формы и масштабы применения принудительного труда в экономике СССР в 1930-1950-е гг. 8. Голод 1933–1934 гг.: причины и стратегии выживания. 9. Какие функции выполнял образ Сталина в массовом сознании? 10. В чем заключались функции идеологических кампаний 1930-х гг.? 11. Назовите и охарактеризуйте основные этапы эволюции советской идеологии в сталинский период 12. Определите причины и цели политики депортации народов, проводившейся сталинским руководством в период Великой Отечественной войны? |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Сталинизм как идеократическая, мобилизационная и репрессивная система 2. Сталинский режим: формирование и функционирование механизма власти 3. Охарактеризуйте основные черты и сталинской властной номенклатуры. 4. Большой террор 1937 гг.: реализация приказа НКВД № 00447 5. Сопротивление крестьянства политике коллективизации и раскулачивания. 6. Принудительный труд в экономике СССР в сталинский период 7. Национальная политика в СССР в 1920–1930-е годы 8. Внешняя политика СССР в 1930-е годы 9. Внешняя политика СССР в 1945–сер. 1950-х гг. 10. Символы и ритуалы сталинской эпохи 11. Советская праздничная культура 1920–1950-х гг. 12. Культ личности Сталина 13. Стратегии выживания в контексте советской повседневности 1930-х гг. 14. Биографии соратников И.В. Сталина (по выбору студентов |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Медушевский А. Н. | Ключевые проблемы российской модернизации: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Щагин Э. М., Чураков Д. О., Цветков В. Ж. | Становление советской политической системы: 1917-1941 годы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Прометей, 2011 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Авторханов А.Г. | Технология власти. В 2 кн. : | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457245 |
Л2.2 | Авторханов, А.Г. | Сталин. Путь к диктатуре : | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека (НЭБ) http://www.elibrary.ru/ Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/index.html Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» www.biblioclub.ru ЭБС «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/ Информационные ресурсы Российской Библиотечной Ассоциации (РБА) http://www.rba.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |