МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные технологии управления развитием персонала

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_УП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Кузнецова О.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные технологии управления развитием персонала

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №367)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лобова С.В., д.э.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Лобова С.В., д.э.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в области современных технологий управления развитием персонала в любой области экономической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 умением разрабатывать философию и концепцию управления персоналом, кадровую и социальную политику, стратегию управления персоналом организации в соответствии со стратегическими планами организации и владением навыками их внедрения и реализации
ПК-14 знанием и умением применять на практике методы оценки эффективности системы обучения и развития персонала и ее вклада в достижение целей организации
ПК-25 умением проводить совещания: выбирать тему, формировать регламент, анализировать проблемное поле, информировать других, принимать совместные решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные кадровые стратегии, основные концепции развития персонала организации; основные направления социальной и кадровой политики, их сущность, задачи; содержание современных концепций и стратегий развития персонала;
закономерности, принципы и методы разработки, методы оценки эффективности системы обучения и развития персонала и её вклада в достижения целей организации, виды, формы и технологии обучения и развития персонала; методы оценки эффективности программ обучения и развития
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать стратегию и политику управления персоналом в организации в области обучения и развития персонала организации в соответствии со стратегическими планами развития организации; формулировать задачи по развитию системы и технологии управления персоналом в организации; разрабатывать и внедрять современные образовательные технологии обучения и развития персонала организации, разрабатывать регламенты карьерного, профессионального и личностного развития персонала организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.внедрения и реализации кадровых стратегий, аналитической работы задачи по развитию системы и технологии управления персоналом в организации, разработки реализации программ и мероприятий обучения и развития персонала организации; навыками организации, управления и оценки эффективности образовательных процессов в организации, принятия обоснованных управленческих решений в области развития персонала.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие модели компетенций. Профили должности.
1.1. Понятие компетенции. Предпосылки создания модели. Связь модели со стратегией компании. Понятие hr-цикла и способы применения МК. Модель компетенций как инструмент развития компании. На примере трёх моделей компетенций Сбербанка Лекции 2 1 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие hr-цикла и способы применения МК. Модель компетенций как инструмент развития компании. На примере трёх моделей компетенций Сбербанка Практические 2 1 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Понятие компетенции. Предпосылки создания модели. Связь модели со стратегией компании. Понятие hr-цикла и способы применения МК. Модель компетенций как инструмент развития компании. Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Понятие профиля должности. Принципы формирования. KPI. Подведение к необходимости оценки и развития сотрудников. Связь профиля с оценкой и развитием. Выработка понимания целей оценки и развития персонала Лекции 2 1 ПК-1, ПК-14, ПК-25 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Понятие профиля должности. Принципы формирования. KPI. Подведение к необходимости оценки и развития сотрудников. Связь профиля с оценкой и развитием. Выработка понимания целей оценки и развития персонала Практические 2 1 ПК-1, ПК-14, ПК-25 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Понятие профиля должности. Принципы формирования. KPI. Подведение к необходимости оценки и развития сотрудников. Связь профиля с оценкой и развитием. Выработка понимания целей оценки и развития персонала. Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-14, ПК-25 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основы оценки Персонала.
2.1. Принципы и виды оценки. Система оценки персонала в компании. Лекции 2 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Оценка при подборе персонала: индивидуальное и групповое интервью, интервью по проф и личностным компетенциям; опросники и тесты; подготовка заключения. Периодическая оценка персонала. Разведение понятий с аттестацией персонала. Оценка 360. Ассесмент - центр. Деловые игры с использованием элементов оценки. Разбор понятий деловой игры, геймификации, бизнес-симуляции и их применения. Дистанционная оценка с рассмотрением вариантов провайдеров, имеющихся на рынке. Виды отчетов, интерпретаций оценочных процедур, их чтение и валидность. Практические 2 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Принципы и виды оценки. Система оценки персонала в компании. Сам. работа 2 7 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Кадровая комиссия как элемент оценки и повышения эффективности персонала. Практические 2 2 ПК-1, ПК-25 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Кадровая комиссия как элемент оценки и повышения эффективности персонала. Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-25 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Развитие сотрудников с учетом их личности
3.1. Личность сотрудника. Мотивация на развитие через пирамиду Маслоу. Этапы развития личности через спиральную динамику Грейвза. Темперамент и особенности восприятия и обработки информации через MBTI. Эффективная обратная связь по итогам оценки с учётом личностных особенностей или как продать сотруднику необходимость развития. Практические 2 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Личность сотрудника. Мотивация на развитие через пирамиду Маслоу. Этапы развития личности через спиральную динамику Грейвза. Темперамент и особенности восприятия и обработки информации через MBTI. Эффективная обратная связь по итогам оценки с учётом личностных особенностей или как продать сотруднику необходимость развития. Сам. работа 2 8 ПК-25 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Инструменты развития и их баланс. Цикл Колба. Наставничество и менторинг. Навыковые тренинги. Коучинг. Проектная деятельность. Обучение. Обратная связь. Электронные платформы для развития и обучения сотрудников компании. Система развития сотрудников на примере Сбербанка. Практические 2 1 ПК-14, ПК-25 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Инструменты и их баланс. Цикл Колба. Наставничество и менторинг. Навыковые тренинги. Коучинг. Проектная деятельность. Обучение. Обратная связь. Электронные платформы для развития и обучения сотрудников компании. Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-14, ПК-25 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Управление развитием в командах.
4.1. Ролевые модели руководителей, стили лидерства и уместность их применения. Корпоративная культура. Связь стратегии компании, модели компетенций и корпоративной культуры Лекции 2 1 ПК-1, ПК-14 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Ролевые модели руководителей, стили лидерства и уместность их применения. Инструменты исследования микроклимата (пять пороков команды и стандартный опросник) Вовлечённость сотрудников через опросник Гэллап и Карты Талент. Корпоративная культура. Связь стратегии компании, модели компетенций и корпоративной культуры Практические 2 2 ПК-1, ПК-14 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Ролевые модели руководителей, стили лидерства и уместность их применения. Инструменты исследования микроклимата (пять пороков команды и стандартный опросник) Вовлечённость сотрудников через опросник Гэллап и Карты Талент. Корпоративная культура. Связь стратегии компании, модели компетенций и корпоративной культуры Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-14 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Экзамен Экзамен 2 9 ПК-1, ПК-14, ПК-25 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Курсовая работа Сам. работа 2 30 ПК-1, ПК-14, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дейнека А. В. Управление персоналом организации: Учебник Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017//http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=454057&sr=1, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Маслова, В. М. Управление персоналом : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0BFF602F-0534-4203-B15E-51E45C5FE3AF
Л1.3 Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин и др. Управление персоналом: учебник для вузов Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дейнека, А.В Управление персоналом организации: Учебник , 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007-2010; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации (периодические издания) и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, практических и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения дисциплины студент должен выполнить курсовую работу, в процессе выполнения и защиты которой раскрывается сформированность соотвествующих компентенций. Курсовая работа представляет собой самостоятельное законченное исследование по выбранной теме.
Основными задачами выполнения курсовой работы являются: систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом теоретических знаний по дисциплине, овладение навыками практического применения полученных теоретических знаний, а также практических умений и навыков решения конкретных задач, овладение студентами навыками самостоятельной работы со специальной литературой и источниками информации.
Курсовая работа должна содержать элементы научного исследования по теме работы.
Курсовая работа выполняется в соответствии с планом и графиком учебного процесса студентом самостоятельно под управлением руководителя курсовой работы. Студент имеет право в ходе написания курсовой работы обратитьсмя за консультацией к руководителю курсовой работы, задать вопросы по структуре и ходу выполнения работы. Курсовая работа должна быть аккуратно оформлена, иметь поля для замечаний руководителя курсовой работы. Она должна быть подписана студентом и оформлена в соотвествиии с требованиями, принятыми в АлтГУ.