МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Супервизия в психологической практике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 21
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 21 21 21 21
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д-р психол. н., профессор, Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
к. психол. н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Супервизия в психологической практике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение дефиниций понятия "супервизия"; развитие понимания цели, функций, форм и сфер применения, а также моделей супервизорских практик. Формирование представлений у обучающихся о формах и методах профессионального сопровождения деятельности психологов, профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости и "вырождения" личности специалиста. Выработка навыков профессиональной рефлексии, мотивации к супервизии и аутосупервизии. Формирование аутентичного профессионального стиля.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы, приемы, методы саморазвития, самореализации и использования творческого потенциала посредством психологической супервизии в профессиональной деятельности понятие психологической супервизии, ее цели, задачи, формы, этапы.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о супервизии в психологической практике для саморазвития, самореализации и использования творческого потенциала в профессиональной деятельности; применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития в области психологической практики, в частности индивидуального и группового консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологических тренингов с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды, умеет применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития в области психологического консультирования и психологического тренинга с работниками (клиентами) органов и организаций социальной сферы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом получения психологической супервизии в целях самоорганизации, саморазвития и использования творческого потенциала в профессиональной деятельности, а также опытом получения психологической супервизии в области психологического консультирования и психологического тренинга.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизия в психологической практике
1.1. История возникновения и становления супервизии. Лекции 4 2 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.2. Цели, функции, формы и сферы применения супервизии Лекции 4 2 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.3. Концепции и модели супервизии Лекции 4 2 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.4. Основания клиссификации моделей супервизии Практические 4 2 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.5. Особенности подготовки супервизоров Практические 4 2 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.6. Требования к личностным и профессиональным качествам супервизора Практические 4 2 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.7. Супервизионный практикум Практические 4 12 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.8. Дефиниции понятия "супервизия": образование, менеджмент, психологическое консультирование, психотерапия Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.9. Дефиниции понятия "супервизия", метатеории: психоанализ, бихевиоризм, гуманизм Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.10. Функции супервизии: образовательная, административная, экспертная, консультативная, поддерживающая Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.11. Функции и роли супервизии. Проблема ожиданий Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.12. Формы супервизии: индивидуальная и групповая, гомогенная и гетерогенная, директивная Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.13. Супервизия как технология профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости, burnout Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.14. Психоаналитическая супервизия. Балинтовские группы Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.15. Гештальт-супервизия Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.16. Супервизия в системной семейной терапии Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.17. Поведенчески ориентированная супервизия Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.18. Супервизия в современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультировании Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.19. Правовые, этические и профессиональные нормы в супервизии Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.20. Интегративная модель супервизии Штольтенберга Сам. работа 4 1 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.21. Методология аутосупервизии (selfmanagement) в психологическом консультировании и психологической психотерапии(Кэнфер, Шмельцер) Сам. работа 4 2 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.22. Правила и принципы супервизии в контексте СБКТ Сам. работа 4 2 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.23. Профессиональные компетенции супервизора. Рефлексиные навыки (Рубинштейн, Брушлинский, Лепский) Сам. работа 4 2 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.24. Супервизия как пошаговый процесс: 7 шагов процесса супервизии Сам. работа 4 2 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1
1.25. Экзамен 4 27 ОК-3, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История возникновения супервизии в различных социальных практиках: промышленность, менеджмент, образование, социальная работа, психология, психотерапия
2. Мифы о супервизии и мифология супервизии
3. Функции супервизии
4. Модели супервизии
6. Этические и юридические принципы супервизии
7. Виды супервизии
8. Формы супервизии
9. Школы супервизии
10. Личность и профессионаольно важные качества супервизора
11. Аутоменеджерская супервизия (selfmanagement)
12. Супервизор-супервизируемый отношения
13. Развитие профессиональной идентичности специалиста
14. Этапы/стадии/шаги процесса супервизии
15. Супервизия в контексте различных бихевиорально-когнитивной методологии
16. Супервизия в контексте различных гештальт-подхода
17. Требования к подготовке супервизоров.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle "Супервизия в психологической практике" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.