Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_01_История-124-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 125 | 125 | 125 | 125 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование у студентов комплексного представления об экономическом, политическом и культурном развитии России во второй половине ХХ – начале ХХI вв., ее месте и роли в мировой политике на различных исторических этапах, систематизированных знаний об основных закономерностях, тенденциях и особенностях исторического процесса в советский и постсоветский периоды; понимания степени влияния государственного аппарата, общества, политических партий, национального и личностного фактора на общественный прогресс; представления об уровне изученности базовых проблем истории советской и постсоветской России; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | абсолютную и относительную хронологию и фактологию исторического периода, базовые исторические понятия, различные подходы к проблемным и спорным вопросам истории. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Россия в 1945 – 1953 гг. | ||||||
1.1. | Россия в 1945 – 1953 гг. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Апогей сталинизма и восстановление экономики страны | Практические | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Апогей сталинизма и восстановление экономики страны | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Новый виток репрессий и общественное развитие | Практические | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Новый виток репрессий и общественное развитие | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Россия в 1953 – 1964 гг. | ||||||
2.1. | Россия в 1953 – 1964 гг. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Россия в 1953 – 1964 гг. | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Оттепель в общественной и культурной сфере | Практические | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Оттепель в общественной и культурной сфере | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Десталинизация | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Развитие науки и культуры | Сам. работа | 4 | 7 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Россия в 1964 – 1984 гг. | ||||||
3.1. | Россия в 1964 – 1984 гг. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Застой в общественно-политической жизни | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Косыгинская реформа | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Развитие науки | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Россия в 1985 – 1991 гг. | ||||||
4.1. | Россия в 1985 – 1991 гг. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Особенности внешнеполитического курса М.С. Горбачева | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Россия в 1990-е – 2000-е гг. | ||||||
5.1. | Формирование и развитие новой политической системы России в 1990-2000-е гг. | Сам. работа | 4 | 16 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Экономические преобразования в России в 1990-е – 2000-е гг. | ||||||
6.1. | Экономические преобразования в России в 1990-е – 2000-е гг. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Культура России в 1990 – 2000-е гг. | ||||||
7.1. | Культура России в 1990 – 2000-е гг. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. | ||||||
8.1. | Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
8.2. | Экзамен | Экзамен | 4 | 9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену: 1. 1. СССР в послевоенный период: 1945-1953 гг.: особенности восстановительных процессов в экономике. 2. Общественно-политическая жизнь в СССР в послевоенный период: 1945-1953 гг. 3. Внешняя политика СССР в 1945 – начале 1950-х гг. Истоки «холодной» войны. 4. СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: попытка реформирования тоталитарного режима. Изменения в общественно-политической жизни общества. 5. СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: экономические реформы и их результаты. Социальная политика руководства Н.С. Хрущева. 6. СССР на международной арене в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг. Берлинский и Карибский кризисы. 7. СССР во второй половине 1960 – первой половине 1980-х гг.: экономические реформы и их провал. Нарастание кризисных явлений в экономике. 8. Общественно-политическая жизнь в стране во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Официальная и неформальная культура. 9. Советское общество 1960-1980-х гг.: социальная структура и уровень жизни. 10. Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.: от разрядки международной напряженности к конфронтации. 11. СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.: экономические преобразования и их провал. 12. СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.: реформы советской политической системы и перестройка общественного сознания. 13. Концепция «нового политического мышления» М.С. Горбачева и влияние ее реализации на международные процессы. 14. Распад СССР и образование СНГ. Успехи, трудности, перспективы развития Содружества. 15. Становление новой российской государственности: 1990-е – начало 2000-х гг. 16. Россия в 1990-е – начале 2000-х гг.: проблемы социально-экономического развития. 17. Россия в 1990-е – начале 2000-х гг.: проблемы политического развития. 18. Внешняя политика России в 1990-е – начале 2000-х гг. 12. СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.: реформы советской политической системы и перестройка общественного сознания. 13. Концепция «нового политического мышления» М.С. Горбачева и влияние ее реализации на международные процессы. 14. Распад СССР и образование СНГ. Успехи, трудности, перспективы развития Содружества. 15. Становление новой российской государственности: 1990-е – начало 2000-х гг. 16. Россия в 1990-е – начале 2000-х гг.: проблемы социально-экономического развития. 17. Россия в 1990-е – начале 2000-х гг.: проблемы политического развития. 18. Внешняя политика России в 1990-е – начале 2000-х гг. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Общее и особенное в тоталитарных режимах СССР и Германии. 2. Общее и особенное в экономической политике советского государства в довоенный и послевоенный периоды. 3. Особенности политических репрессий послевоенного периода. 4. Причины противоречивости политики десталинизации во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. 5. Причины краха экономической реформы 1965 г. 6. Объективные и субъективные факторы распада СССР. 7. Достижения и просчеты внешнеполитического курса М. С. Горбачева. 8. Достижения и недостатки рыночных преобразований в России в 1990-е годы. 9. Принципиальные отличия Конституции РФ 1993 г. от Конституции СССР 1977 г. 10. Особенности внутренней политики В. В. Путина. 7. Достижения и просчеты внешнеполитического курса М. С. Горбачева. 8. Достижения и недостатки рыночных преобразований в России в 1990-е годы. 9. Принципиальные отличия Конституции РФ 1993 г. от Конституции СССР 1977 г. 10. Особенности внутренней политики В. В. Путина. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М. В. Ходяков | Новейшая история России (1914-2015) : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/56297188-3E70-40D5-A674-45F8195DD11A |
Л1.2 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Девлетов, О.У. | Курс отечественной истории: учебное пособие | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Современная история России" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
программное обеспечение: Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. «История России XIX век» http://xix-vek.ru/ 2. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов http://historylinks.ru/ 3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html 4. Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info 5. Историческая библиотека historylib.org http://historylib.org/ 6. Исторические карты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Map.html 7. История государства: http://statehistory.ru/list/ 8. История России, всемирная история. Раздел библиотека http://www.istorya.ru/ 9. История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm 10. Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/ 11. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |