МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная история России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Сковородников А.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Современная история России

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование у студентов комплексного представления об экономическом, политическом и культурном развитии России во второй половине ХХ – начале ХХI вв., ее месте и роли в мировой политике на различных исторических этапах, систематизированных знаний об основных закономерностях, тенденциях и особенностях исторического процесса в советский и постсоветский периоды; понимания степени влияния государственного аппарата, общества, политических партий, национального и личностного фактора на общественный прогресс; представления об уровне изученности базовых проблем истории советской и постсоветской России; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.абсолютную и относительную хронологию и фактологию исторического периода, базовые исторические понятия, различные подходы к проблемным и спорным вопросам истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Россия в 1945 – 1953 гг.
1.1. Россия в 1945 – 1953 гг. Лекции 4 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Апогей сталинизма и восстановление экономики страны Практические 4 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Апогей сталинизма и восстановление экономики страны Сам. работа 4 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Новый виток репрессий и общественное развитие Практические 4 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Новый виток репрессий и общественное развитие Сам. работа 4 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Россия в 1953 – 1964 гг.
2.6. Россия в 1953 – 1964 гг. Лекции 4 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Россия в 1953 – 1964 гг. Сам. работа 4 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Оттепель в общественной и культурной сфере Практические 4 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Оттепель в общественной и культурной сфере Сам. работа 4 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Десталинизация Сам. работа 4 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Развитие науки и культуры Сам. работа 4 7 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Россия в 1964 – 1984 гг.
3.12. Россия в 1964 – 1984 гг. Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Застой в общественно-политической жизни Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.14. Косыгинская реформа Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.15. Развитие науки Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Россия в 1985 – 1991 гг.
4.16. Россия в 1985 – 1991 гг. Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.17. Особенности внешнеполитического курса М.С. Горбачева Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Россия в 1990-е – 2000-е гг.
5.18. Формирование и развитие новой политической системы России в 1990-2000-е гг. Сам. работа 4 16 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Экономические преобразования в России в 1990-е – 2000-е гг.
6.19. Экономические преобразования в России в 1990-е – 2000-е гг. Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Культура России в 1990 – 2000-е гг.
7.20. Культура России в 1990 – 2000-е гг. Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Внешняя политика России в 1990-2000-е гг.
8.21. Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.22. Экзамен Экзамен 4 9 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену:
1. 1. СССР в послевоенный период: 1945-1953 гг.: особенности восстановительных процессов в экономике.
2. Общественно-политическая жизнь в СССР в послевоенный период: 1945-1953 гг.
3. Внешняя политика СССР в 1945 – начале 1950-х гг. Истоки «холодной» войны.
4. СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: попытка реформирования тоталитарного режима.
Изменения в общественно-политической жизни общества.
5. СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: экономические реформы и их результаты. Социальная
политика руководства Н.С. Хрущева.
6. СССР на международной арене в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг. Берлинский и Карибский
кризисы.
7. СССР во второй половине 1960 – первой половине 1980-х гг.: экономические реформы и их провал. Нарастание
кризисных явлений в экономике.
8. Общественно-политическая жизнь в стране во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.
Официальная и неформальная культура.
9. Советское общество 1960-1980-х гг.: социальная структура и уровень жизни.
10. Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.: от разрядки международной
напряженности к конфронтации.
11. СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.: экономические преобразования и их провал.
12. СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.: реформы советской политической системы и перестройка
общественного сознания.
13. Концепция «нового политического мышления» М.С. Горбачева и влияние ее реализации на международные
процессы.
14. Распад СССР и образование СНГ. Успехи, трудности, перспективы развития Содружества.
15. Становление новой российской государственности: 1990-е – начало 2000-х гг.
16. Россия в 1990-е – начале 2000-х гг.: проблемы социально-экономического развития.
17. Россия в 1990-е – начале 2000-х гг.: проблемы политического развития.
18. Внешняя политика России в 1990-е – начале 2000-х гг.

12. СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.: реформы советской политической системы и перестройка общественного сознания.
13. Концепция «нового политического мышления» М.С. Горбачева и влияние ее реализации на международные процессы.
14. Распад СССР и образование СНГ. Успехи, трудности, перспективы развития Содружества.
15. Становление новой российской государственности: 1990-е – начало 2000-х гг.
16. Россия в 1990-е – начале 2000-х гг.: проблемы социально-экономического развития.
17. Россия в 1990-е – начале 2000-х гг.: проблемы политического развития.
18. Внешняя политика России в 1990-е – начале 2000-х гг.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Общее и особенное в тоталитарных режимах СССР и Германии.
2. Общее и особенное в экономической политике советского государства в довоенный и послевоенный периоды.
3. Особенности политических репрессий послевоенного периода.
4. Причины противоречивости политики десталинизации во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг.
5. Причины краха экономической реформы 1965 г.
6. Объективные и субъективные факторы распада СССР.
7. Достижения и просчеты внешнеполитического курса М. С. Горбачева.
8. Достижения и недостатки рыночных преобразований в России в 1990-е годы.
9. Принципиальные отличия Конституции РФ 1993 г. от Конституции СССР 1977 г.
10. Особенности внутренней политики В. В. Путина.

7. Достижения и просчеты внешнеполитического курса М. С. Горбачева.
8. Достижения и недостатки рыночных преобразований в России в 1990-е годы.
9. Принципиальные отличия Конституции РФ 1993 г. от Конституции СССР 1977 г.
10. Особенности внутренней политики В. В. Путина.

5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
Л1.2 М. В. Ходяков Новейшая история России (1914-2015) : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/56297188-3E70-40D5-A674-45F8195DD11A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Девлетов, О.У. Курс отечественной истории: учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256594
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». http://biblioclub.ru/
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» https://biblio-online.ru/
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э4 Курс в Moodle "Современная история России" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2264
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. «История России XIX век» http://xix-vek.ru/
2. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов http://historylinks.ru/
3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
4. Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
5. Историческая библиотека historylib.org http://historylib.org/
6. Исторические карты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Map.html
7. История государства: http://statehistory.ru/list/
8. История России, всемирная история. Раздел библиотека http://www.istorya.ru/
9. История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
10. Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/
11. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.