МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Расстройства личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Расстройства личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2014-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – изучить особенности патологической трансформации психической деятельности и свойств личности при личностных расстройствах, аномалиях личности, а также методы их дифференциальной диагностики и психокоррекции.
Задачи:
– изучить историю учения о личностных расстройствах, операционализировать и соотнести понятия: личность и характер; акцентуации личности, типы личности; личностные расстройства и аномалии личности, др.
– изучить проблему патологии личности (личностных расстройств, аномалий личности) как трансформацию мотивационной, аффективно-волевой, когнитивной сфер индивида;
– изучить условия возникновения, эпидемиологию, клиническую картину развития личностных расстройств, а также классификации психопатий, акцентуаций характера, личностных типов и личностных расстройств в МКБ и DSM;
– изучить критерии "патологичности" личностной сферы, дифференциально-диагностические проблемы личностных расстройств, специфику течения, особенности патологии психической деятельности личностных аномалиях разного типа;
– изучить методы исследования акцентуаций характера, личностных расстройств;
- изучить основные теоретико-методологические подходы, объясняющие механизм аномалии личности (первичного и вторичного типа).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
ПК-4 способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях
ПСК-3.2 способностью и готовностью к овладению современными подходами к диагностике нарушений психической деятельности субъекта для выявления закономерностей и психологических механизмов возникновения и динамики психопатологических расстройств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о критериях «патологичности» личностной сферы, проблеме личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии,
- об описательной и структурной характеристике основных форм и уровней личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации,
- об истории учения о личностных расстройствах, понятиях личность и характер; акцентуации личности, типы личности; личностные расстройства и аномалии личности, др.
– о проблеме патологии личности (личностных расстройств, аномалий личности) как трансформации мотивационной, аффективно-волевой, когнитивной сфер индивида;
– об условиях возникновения, эпидемиологии, клинической картине развития личностных расстройств, о классификации психопатий, акцентуаций характера, личностных типов и личностных расстройств в МКБ и DSM;
– изучить критерии "патологичности" личностной сферы, дифференциально-диагностические проблемы личностных расстройств, специфику течения, особенности патологии психической деятельности личностных аномалиях разного типа;
– о методах, методических средствах и инструментах исследования патологии личности, акцентуаций характера, личностных расстройств;
- об основных теоретико-методологических подходах, объясняющих механизм аномалии личности (первичного и вторичного типа).
3.2.Уметь:
3.2.1.- знать дифференциально-диагностические критерии «патологичности» личностной сферы, проблему личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии,
- уметь планировать и реализовывать клинико-психологический, патопсихологический эксперимент (обследование) с целью дифференциальной диагностики личностных аномалий,
- уметь грамотно подобрать батарею экспериментально-психологических методик и методических средств патопсихологического обследования при диагностике личностных аномалий первичного и осложненного типа,
- знать основные формы и уровни личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации,
- знать историю учения о личностных расстройствах, понятиях личность и характер; акцентуации личности, типы личности; личностные расстройства и аномалии личности, др.
– знать проблему патологии личности (личностных расстройств, аномалий личности) как трансформации мотивационной, аффективно-волевой, когнитивной сфер индивида;
– знать особенности возникновения, эпидемиологии, клинической картине развития личностных расстройств, о классификации психопатий, акцентуаций характера, личностных типов и личностных расстройств в МКБ и DSM;
– знать и уметь применять в диагностике критерии "патологичности" личностной сферы, дифференциально-диагностические проблемы личностных расстройств, специфику течения, особенности патологии психической деятельности личностных аномалиях разного типа;
– знать и уметь применять методы, методические средства и диагностические инструменты исследования патологии личности, акцентуаций характера, личностных расстройств;
- знать основные теоретико-методологические подходы, объясняющиех механизм аномалии личности (первичного и вторичного типа).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- дифференциальной диагностики личностных аномалий разного типа,
- применения в консультативной и диагностической практике критерии «патологичности» личностной сферы,
- планирования и реализации клинико-психологического, патопсихологического эксперимента (обследования) с целью дифференциальной диагностики личностных аномалий разного типа, в том числе первичность расстройства его вторичность / третичность патологии личности и характера при психических, соматических забовалеваниях,
- комплектации и реаолизации батарии экспериментально-психологических методик и методических средств патопсихологического обследования при диагностике личностных аномалий первичного и осложненного типа,
- психологического консультирования по проблеме личностных аномалий и патологии характера разного типа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные классические и современные науно-обоснованные концептуализации этиологии, условий и механизмов развития, структуры и динамики личности в норме и патологии, а также диагностика и психотерапия широкого класса так называемых «личностных расстройств».
1.1. Основные классические и современные науно-обоснованные концептуализации этиологии, условий и механизмов развития, структуры и динамики личности в норме и патологии. Лекции 7 8 ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Науно-обоснованные концептуализации этиологии, условий и механизмов развития, структуры и динамики личности в норме и патологии. История учения о личностных расстройствах. Практические 7 6 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Диагностика, психологическое консультирование и психотерапия личностных аномалий первчиного, вторичного, третичного уровня развития. Сам. работа 7 10 ПК-3, ПК-4, ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Диагностика и психотерапия широкого класса так называемых «личностных расстройств». Сам. работа 7 8 ПК-3, ПК-4, ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Нозологическое соотвествие личностным расстройствам. Дифференциальная диагностика. DSM и МКБ критерии диагностики разных личностных аномалий. Сам. работа 7 10 ПК-3, ПК-4, ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Нозологическое соотвествие личностным расстройствам. Дифференциальная диагностика. DSM и МКБ критерии диагностики разных личностных аномалий. Сам. работа 7 8 ПК-3, ПК-4, ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Критерии «патологичности» личностной сферы, проблема личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии. Личностно-аномальный патопсихологический синдром: структура патологии психической деятельности в классической и судебной патолпсихологии.
2.1. Критерии «патологичности» личностной сферы, проблема личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии. Практические 7 6 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Личностно-аномальный патопсихологический синдром: структура патологии психической деятельности в классической и судебной патолпсихологии. Практические 7 6 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Критерии «патологичности» личностной сферы, проблема личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии. Лекции 7 8 ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Личностно-аномальный патопсихологический синдром: структура патологии психической деятельности в классической и судебной патолпсихологии. Практические 7 6 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Организационный и мотивационный компоненты психической деятельности при личностных аномалиях. Сохранные и нарушенные звенья психической деятельности при патологии личности в контексте судебной патопсихологии. Лекции 7 6 ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Организационный и мотивационный компоненты психической деятельности при личностных аномалиях. Сохранные и нарушенные звенья психической деятельности при патологии личности в контексте судебной патопсихологии. Сам. работа 7 8 ПК-3, ПК-4, ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Описательная и структурная характеристика основных форм и уровней личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации. Психодинамическая диагностика и психотерапия личностных расстройств.
3.1. Описательная и структурная характеристика основных форм и уровней личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации. Сам. работа 7 8 ПК-3, ПК-4, ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Описательная и структурная характеристика основных форм и уровней личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации. Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-4, ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Когнитивно-бихевиоральное и метакогнитивное психологическое консультирование и психотерапия при личностных аномалиях разного типа. Сам. работа 7 3 ПК-3, ПК-4, ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Когнитивно-бихевиоральное и метакогнитивное психологическое консультирование и психотерапия при личностных аномалиях разного типа. Практические 7 6 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Психодинамическая диагностика и психотерапия личностных расстройств: наука или псевдонаука. Сам. работа 7 2 ПК-3, ПК-4, ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Психодинамическая диагностика и психотерапия личностных расстройств: наука или псевдонаука. Практические 7 4 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Экзамен Экзамен 7 27 ПК-3, ПК-4, ПСК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История учения о личностных расстройствах. Понятия «психопатия» «личностные расстройства», «личностные аномалии», «расстройства характера», «акцентуации личности» и др. Представления о структуре характера и личности в разных подходах. История понятия об аномалиях личности и личностных расстройствах. Первые классификации патологии характера и личности.
2. Классификаций психопатий и триада П.Б. Ганнушкина. Психопатии и акцентуации. Понятие акцентуированной личности. Компенсации и декомпенсации. Типология личностных типов (акцентуаций характера) К. Леонгарда, впоследствие переработанная А.Е. Личко. М. Бурно и типология характеров (Сила слабых). В. Руднев (постмодернизм) – о дискурсивных стилях характерологических типов, текстовая реальность психопатий (Характеры и расстройства личности и др.).
3. Проблема “нормальной” личности. Основные патопсихологические механизмы патологии личности при первичных и вторичных аномалиях. Нозологически-классификационный подход и экспериметально-патопсихологический подход в анализе факторов патологии личности. Патология личности при психических расстройствах, первичные личностные расстройства. Личностные аномалии в DSM-IV и МКБ-10 – сравнительный аспект.
4. Патопсихологические методы диагностики когнитивной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, оценки критичности и уровня социальной адаптации. Оценка ресурсов компенсации, реабилитации больного.
5. Психокоррекция и КБТ больных с личностными расстройствами (на примере 1-2 личностных расстройств).
6. Личностно-аномальный ППС: структура, синдромообразующий радикал (Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь, М.М. Коченов, В.М.Блейхер). Методики диагностики и коррекции личностных аномалий.
7. Моделирование диагностической ситуации при психопатиях разного уровня. Компенсированные, некомпенсированные, декомпенсированные психопатии. Особенности моделирования и анализа психической деятельности при личностной аномалии.
8. Компоненты психической деятельности, нарушенные и сохранные при личностных аномалиях компенсированных и декомпенсированных личностей в клинике и в судебно-психолого-психитрической практике и экспертизе (Б.В.Зейгарник, И.А.Кудрявцев, М.М.Коченов, Ф.С.Сафуанов, др.).
9. Организационный компонент психической деятельности при личностных аномалиях. Диагностика и анализ степени нарушения подконтрольности, критичности при постановке целей деятельности и их достижении. Тактика целеполагания в контексте самооценки и уровня притязаний (К.Левин, Ф.Хоппе, Б.В.Зейгарник, Т.Дембо, С.Я.Рубинштейн).
10. Коррекция уровня притязаний и тактические шаги в достижении и постановке целей деятельности в оценочной стрессовой ситуации проверки умственных способностей. Экспериментально-патопсихологическая диагностика синдромообразующего радикала при первичных и вторичных личностных аномалиях.
11. Теория поля К.Левина, теория деятельности А.Н.Леонтьева, патопсихология (Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн, Б.С.Братусь, др.), культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) в анализе основных психологический механизмов, опосредующих возникновение личностно-аномальной симптоматики.
12. Симптомы незрелой личности, незрелой тактики целеполагания. Феномен слипания реальных и идеальных целей деятельности. Факторы, провоцирующие срыв деятельности. Влияние эмоций на целеполагание в норме и патологии. Школа Зейграник в анализе личностных аномалий.
13. Методика Хоппе «Уровень притязаний» и методика самооценки Дембо-Рубинштейн: методологические основания, особенности проведения и анализа данных. Специфика применения.
14. Патология мотивационного компонента деятельности при первичных, вторичных личностных аномалиях. Патология мотивов личности (психологические симптомы патологии мотивационной сферы).
15. Патология мотивационного компонента деятельности при личностных аномалиях при психических расстройствах (психозах, расстройствах пищевого поведения, стрессовых расстройствах, фобиях и тревожно-депрессивных расстройствах), при соматических и неврологических расстройствах (болезни сердечно-сосудистой системы, алкоголизм, деменции, эпилепсии и др.).
16. Беседа, эксперимент и наблюдение при моделировании диагностического пространства в работе с пациентами с личностными аномалиями. Классификационный подход в анализе личностных расстройств и тестовая модель диагностики (методика Олдхэма-Морриса, MMPI, Опросник личностных расстройств А.Бека), Тест смысло-жизненных ориентаций, методика «Локус контроля», Опросник ЛТ Спилбергера-Ханина; методика «Большая пятерка»; ПДО Личко, тест Леонгарда-Шмишека (критический аспект анализа, проблема валидности и методологической обоснованности); тест М. Люшера диагностики эмоционального состояния, др.
17. Дисфункциональные убеждения о себе, других и окружающем мире при личностных аномалиях разного типа (А.Бек, А.Раш, Б.Шо, Г.Эмери). Базовые убеждения, промежуточные убеждения и автоматические мысли при личностных расстройствах. Основные модели классической когнитивно-бихевиоральной работы с личностными аномалиями и наиболее современный метакогнитивный подход в осмыслении механизмов возникновения и психотерапии личностных расстройств.
18. Мотивация избегания и достижения, соотношение реальных и идеальных целей в контексте патологии целеполагания при психопатиях: методологическая обоснованность, методические решения, анализ проблемы.
19. Приложение DSM: депрессивное и пассивно-агрессивное расстройство личности.
20. Модель Зейгарник и Братуся в анализе психологических механизмов формирования личностно-аномальных черт: методологическая обоснованность, методические решения, анализ проблемы.
21. Уровень притязаний, самооценка, система замещающих действий и операциональная сторона психической деятельности при аномалиях личности: методологическая обоснованность, методические решения, анализ проблемы.
22. Шизоидное и шизотипическое расстройство личности и шизофрения – дифференциально-диагностические признаки и прогнозирование.
23. Обсессивно-компульсивное личностное расстройство: социально-психологические трудности адаптации и критика к состоянию (дифф.диагностика с ОКР).
24. Психопатии в классификации О. Кербикова (возбудимые и торпидные). Анализ психологических симптомов. Диагностика.
25. Когнитивно-поведенческая модель психотерапии параноидного и асоциального расстройства личности.
26. Зависимое расстройство личности: особенности дезадаптации и специфика КБТ.
27. Пограничное РЛ: особенности дезадаптации и специфика КБТ.
28. Невротический и личностно-аномальный уровень нарушения психики – сравнение по модели отечественной патопсихологии.
29. Нарциссическое расстройство личности в социокультурном контексте нозологических трансформаций. Психологические механизмы формирования и поддержания расстройства.
30. Избегающее расстройство личности: анализ психологических механизмов
31. ЛР кластера А: общие и специфичные психологические механизмы, симптомы и особенности КБТ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Нарциссическое расстройство личности в социокультурном контексте нозологических трансформаций.
2. Параноидное расстройство личности и дефект при параноидной шизофрении: дифференциально-диагностические признаки. Особенности патологии психической деятельности.
3. Аномалии личности при алкоголизме: изменение иерархии и смыслообразующей функции мотива.
4. Личностно-аномальный патопсихологический синдром: соотношение первичных и вторичных нарушений психической деятельности на фоне сохранных компонент при разной психической и соматической патологии.
5. Психопатии, акцентуации, аномалии личности и личностные расстройства – проблема терминологических игр.
6. Особенности классификации личностных нарушений в МКБ и DSM.
7. Избегающее расстройство личности и социальные фобии.
8. Тревожно-фобические расстройства и расстройства личности тревожного круга: дифференциально-диагностические трудности и коморбидность.
9. Асоциальное расстройство личности в контексте разных институтов социального контроля за поведением. Особенности этиологии.
10. Психотерапевтические возможности лечения расстройств личности в контексте поведенческой и бихевиорально-когнитивной терапии.
11. Эпилептоидный характер и аномалия личности при эпилепсии: сущность и различительные критерии.
12. Шизоидное и шизотипическое расстройство личности и шизофрения – дифференциально-диагностические признаки и прогнозирование.
13. Обсессивно-компульсивное личностное расстройство: социально-психологические трудности адаптации и критика к состоянию.
14. Личностно-аномальный патопсихологический синдром – особенности проявления аномалий личности при различных психических расстройствах (вторичные нарушения личности).
15. Психопатии в классификации О. Кербикова (возбудимые и торпидные).
16. Пограничное расстройство личности: особенности дезадаптации и специфика терапии.
17. Гистрионное расстройство личности и диссоциативное расстройство.
18. Зависимое расстройство личности: особенности дезадаптации и специфика терапии.
19. Мотивационная и эмоционально-волевая сфера при разных нарушениях личности: методы диагностики, особенности функционирования.
20. Приложение DSM: депрессивное и пассивно-агрессивное расстройство личности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т. ; Под ред. Ефремовой Г.И. НЕЙРО- И ПАТОПСИХОЛОГИЯ. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зейгарник Б.В. ПАТОПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».