МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная модель политолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Заусаева Наталья Александровна

Рецензент(ы):
к.полит. н., доцент, Асеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная модель политолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 31.08.2017г. №814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, д.п.н.Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Профессор, д.п.н.Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.целью дисциплины «Профессиональная модель политолога» является формирование у студентов целостного представления о возможных сферах деятельности выпускника по специальности "политология", предварительное знакомство с политикой, ее интерпретациями, политической наукой и ее современными достижениями, спецификой формирования политологического образования в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.эволюцию представлений о политике; цели и функции профессий политолога; особенности становления политологического образования в России; цели деятельности в различных сферах профессии политолога; способы, особенности самообразования и возможные институциональные формы повышения квалификации в различных сферах деятельности политолога; перспективы профессионального развития в политологической сфере и особенности требований на рынке труда.
3.2.Уметь:
3.2.1.вычленять основные мотивационные цели в различных сферах профессиональной деятельности политолога с учетом условий, средств и личностных возможностей, выбирать наиболее эффективные способы самообразования и институциональные формы повышения квалификации в различных сферах профессиональной деятельности политолога, планировать этапы карьерного роста с учетом временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью планировать цели в профессиональной деятельности и реализовывать их на каждом из этапов карьерного роста с учетом личных возможностей, объективной самооценки полученных навыков, перспектив развития профессиональной деятельности и требований к политологу на рынке труда.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция представлений о политике
1.1. Основные этапы формирования представлений о политике. Лекции 1 2 УК-6 Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.2. Политические мыслители ХХ века о политике Практические 1 2 УК-6 Л1.3, Л2.2
1.3. Основные этапы формирования представлений о политике Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Современные подходы к пониманию политики Лекции 1 2 УК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Современные подходы к апониманию политики Сам. работа 1 6 УК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Эволюция представлений о предмете политической науки
2.1. Предмет политической науки в истории политической мысли и современности. Лекции 1 2 УК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Ч. Мерриам о будущем науки о политике в работе «Новые аспекты политики» Практические 1 2 УК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Основные американские политологические школы. Практические 1 2 УК-6 Л1.3, Л2.2
2.4. Основные идеи работы Ч. Мерриама "Новые аспекты политики" Сам. работа 1 6 УК-6 Л1.3, Л2.2
2.5. Основные политологические школы в европейских странах. Практические 1 2 УК-6 Л1.3, Л2.2
2.6. Основные политологические школы в европейскимх странах Сам. работа 1 6 УК-6 Л1.3, Л2.2
2.7. Основные американские политологические школы Сам. работа 1 6 УК-6 Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Профессиональные политики
3.1. Профессиональные политики в зеркале политической мысли ХХ века. Лекции 1 2 УК-6 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Политические мыслители Хх века о профессиональных политиках. Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.3. М. Вебер о профессиональных политиках Практические 1 2 УК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.4. М. Вебер и другие политические мыслители о професссиональных политиках Сам. работа 1 3 УК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.5. Типы и свойства профессиональных политиков. Практические 1 2 УК-6 Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.6. Типы и свойства профессиональных политиков Сам. работа 1 6 УК-6 Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Место политолога в системе профессиональной подготовки в области политической науки.
4.1. Требования к специалистам в области политической науки. Лекции 1 2 УК-6 Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.2. Профессии в области политики. Практические 1 2 УК-6 Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.3. Роль известных политологов политике и политической науке Практические 1 2 УК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.4. Профессии в области политики и их профессиональные стандарты. Сам. работа 1 6 УК-6 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.5. Тенденции в изменении места политолога в современном обществе Практические 1 2 УК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.6. Роль известных политологов в политике и политической науке Сам. работа 1 6 УК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические и тестовые задания, вопросы и задания к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории : учеб. пособие М. : РУДH, , 2012
Л1.3 Пугачев В,П. Введение в политологию: Учебник для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Профессиональная этика и служебный этикет : / под ред. В.Я. Кикоого. : учебник М. : Юнити-Дана, 2015
Л2.2 Камардина, А.А. Профессиональная этика : учебное пособие Оренбург : Оренбургский государственный университет, ,2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационный сайт политических комментариев www.politcom.ru
Э2 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" www.politnauka.org
Э3 Информация о российских и мировых событиях в режиме реального времени. lenta.ru
Э4 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э5 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э7 Сайт гильдии политконсультантов izbass.ru
Э8 Центр Социологического и Политологического Образования www.sociology.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по дисциплине «Профессиональная модель политолога» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации об эволюции представлений о политике и этапах формирования политической науки, о предмете политической науке и ее содержании, о представлениях о профессиональных политиках, сформировавшихся в ХХ веке, о требованиях к специалисту в области политической науки, сформулированных Б. Жувенелем на конгрессе МАПН в 1964 г. Изучение курса начинается с самой общей проблемы - политики, которая рассматривается как объект изучения политической науки, сфера политической жизни, которая будет средой действия будущего политолога и объектом его изучения. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по дисциплине «Профессиональная модель политолога» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал и приобрести навыки участия в дискуссии при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и практические задания будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составит планы ответов на практические задания данного занятия.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. Особое внимание при изучении данной дисциплины следует уделить работам о политике основоположников современной политической науки - Ч. Мерриама и М. Вебера. Последний впервые обобщил представления о политиках и о специалистах в области политической науки, сформулировал принципы познания политики и преподавания политической науки.
С целью более глубокого усвоения изучаемой дисциплины, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам практических занятий. В частности, в ходе изучения дисциплины студенту предлагается подготовить небольшой доклад для обсуждения на практическом занятии занятии об одной из политологических школ ХХ века. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.