Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Цель курса – изучение механизмов возникновения, поддержания и содержательного компонента социальных страхов и социальных фобий, а также способов их психодиагностики и психотерапии. Задачи курса: - Изучить механизмы возникновения и поддержания социофобий и социальных страхов (разные подходы); - Изучить социально-психологические последствия социальных страхов и социофобии, коморбидные состояния. - Изучить содержательный компонент социальных страхов, телесную топологию социальных страхов, типологии социальных страхов во взаимосвязи с индивидуально-типологическими особенностями личности; - Сформировать навыки дифференциальной диагностики, психодиагностики и психотерапии, психокоррекции социальных страхов, особенности эмоционально-когнитивного реагирования на социальные ситуации при социофобии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-7 | готовностью и способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития |
ПСК-3.6 | способностью и готовностью к применению на практике методов патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об основных клинико-психологических моделях возникновения и поддержания социальной тревоги, социальных страхов и социофобий; - о механизмах возникновения и поддержания социофобий и социальных страхов; - о специфике диагностике и психологического консультирования и психотерапии по проблеме социальной тревоги, социальных страхов и социофобии; - о диагностических инструментах прогнозирования социально-психологических последствий социальных страхов и социофобии, коморбидных состояний. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - знать и уметь исследовать содержательный компонент социальных страхов, телесную топологию социальных страхов, типологии социальных страхов во взаимосвязи с индивидуально-типологическими особенностями личности; - знать и уметь применять методы, методики диагностики социальной тревоги и социофобии, коморбидных расстройств; - знать и уметь применять техники психологического консультирования и психотерапии социальной тревоги и социофобий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - обладать навыками дифференциальной психодиагностики, психологического консультирования и психотерапии, психокоррекции социальных страхов, особенности эмоционально-когнитивного реагирования на социальные ситуации при социофобии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социальная фобия: симптомы, распространенность, способы диагностики, психотерапии. Основные клинико-психологические модели социальной тревоги и социофобий. | ||||||
1.1. | Социальная фобия / социальное тревожное расстройство: основные понятия, подходы к изучению, диагностические симптомы, распространенность. | Лекции | 10 | 4 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Социальная фобия: симптомы, распространенность, способы диагностики, психотерапии. Критерии DSM-IV и МКБ-10. | Практические | 10 | 4 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Нейропсихологическая и патопсихологическая модель тревожных расстройств (социального тревожного расстройства и коморбидных состояний). | Лекции | 10 | 4 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Нейропсихологическая и патопсихологическая модель тревожных расстройств (социального тревожного расстройства и коморбидных состояний). | Практические | 10 | 4 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Модель социальной тревоги Рэппи и Хаймберга. Неадаптивные схемы и поведение при социальной тревоге: поведенческие и когнитивно-поведенческие модели социофобий. | Сам. работа | 10 | 12 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Модель социальной тревоги Рэппи и Хаймберга. Неадаптивные схемы и поведение при социальной тревоге: поведенческие и когнитивно-поведенческие модели социофобий. | Практические | 10 | 2 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Метакогнитивная модель социального тревожного расстройства. Самофокусировка внимания, блокировка тревоги, руминации и мониторинг угрозы при социальной тревоге. | Сам. работа | 10 | 12 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Метакогнитивная модель социального тревожного расстройства. | Практические | 10 | 2 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Метакогнитивная модель социального тревожного расстройства. Самофокусировка внимания, блокировка тревоги, руминации и мониторинг угрозы при социальной тревоге. | Сам. работа | 10 | 12 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Методики психодиагностики и методы исследования социальных страхов и социфобий / социального тревожного расстройства. | ||||||
2.1. | Психосемантическое исследование социальной тревоги, пато- и нейропсихологическая диагностика социальной тревоги и социофобии. | Сам. работа | 10 | 12 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Психодиагностические опросники диагностики социальной тревоги и социофобии. | Лекции | 10 | 2 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Психодиагностические опросники диагностики социальной тревоги и социофобии. | Практические | 10 | 2 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Современные экспериментально-психологические методики диагностики социальной тревоги, метакогнитивных схем и ранних недаптивных схем при социальном тревожном расстройстве. | Лекции | 10 | 2 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Современные экспериментально-психологические методики диагностики социальной тревоги, метакогнитивных схем и ранних недаптивных схем при социальном тревожном расстройстве. | Практические | 10 | 4 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Экспериментально-психологические методики диагностики социальной тревоги, метакогнитивных схем и ранних недаптивных схем при социальном тревожном расстройстве. | Сам. работа | 10 | 12 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Психологическое консультирование и психотерапия социальных страхов, социальной тревоги, социофобий и коморбидных нарушений. | ||||||
3.1. | Когнитивно-поведенческая модель консультирования и психотерапии социальной тревоги, социофобий и коморбидных расстройств. | Лекции | 10 | 2 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Когнитивно-поведенческая модель консультирования и психотерапии социальной тревоги, социофобий и коморбидных расстройств. | Практические | 10 | 2 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Метакогнитивная и поведенческая модель консультирования и психотерапии социальной тревоги, социофобий и коморбидных расстройств. | Сам. работа | 10 | 12 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Метакогнитивная и поведенческая модель консультирования и психотерапии социальной тревоги, социофобий и коморбидных расстройств. | Практические | 10 | 2 | ПК-7, ПСК-3.6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Специфика социальных страхов у студентов в учебной деятельности. 2. Специфические и генерализованные социофобии) – специфика психотерапии. 3. Экспериментальные исследования социальных страхов. 4. Основные положения когнитивно-бихевиорального направления в структуре психотера-пии социальных страхов. 5. Клиническая диагностика, эпидемиология и лечение при социофобии. 6. Теория самоэффективности А. Бандуры и его методы психотерапии страхов. 7. Особенности мотивации и эмоций при социофобии. 8. Избегающее расстройство личности и социофобия. 9. Социофобии: дифференциально-диагностические трудности. 10. Теории контроля М. Селигмана; У. Глассера и социальные страхи. 11. Социальные страхи как форма культурной патологии. 12. застенчивость и социальные страхи в контексте различных культур. 13. Причины возникновения социальныхстрахов. 14. Коморбидные расстройства при социофобии и психосоциальные последствия. 15. Алгоритмы эмоционально-когнитивного реагирования на социальные ситуации при социофобии и в норме. 16. Телесная топология социальных страхов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Венгер А.Л., Морозова Е.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сидоров П.И., Парняков А.В | Клиническая психология: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2010 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. | Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
На зачет выносится два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно». |