МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Исследование операций и методы оптимизации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv09_03_03_ПИЭ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 149
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 21 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8 16 16
Лабораторные 4 4 4 4 8 8
Практические 8 8 8 8 16 16
Сам. работа 88 88 61 61 149 149
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Исследование операций и методы оптимизации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон.наук, профессор, Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор, Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование теоретических зананий и практических навыков оптимизации стандартных экономических процессов, записи экономико-математических моделей и их решение для определения оптимальных рекомендаций и управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные подходы применения оптиммизационных методов в профессиональной деятельности; системный подход моделирования проблемных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать математические методы как основу для моделирования, прогнозирования и оптимизации экономических процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки системного анализа, прогнозирования и оптимального планирования социально-экономических процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Математическое программирование
1.1. Математическое программирование. Классические задачи линейного математического программирования: задача планирования производства, задача о смесях (составление рациона), задача о раскрое материала. Общая задача линейного программирования. Лекции 6 4 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.2. Постановка и решение транспортной задачи методом потенциалов. Лекции 6 4 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.3. Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени. Лекции 7 2 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.4. Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания. Лекции 7 4 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.5. Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". Лекции 7 2 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.6. Составление математических моделей оптимизации экономических процессов с использованием линейного математического программирования. Практические 6 4 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.7. Постановка и решение задач линейного математического программирования графическим методом. Практические 7 4 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.8. Получение первоначального опорного плана при решении транспортной задачи методами северо-западного ула и наименьших затрат. Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.9. Расчет основных характеристик в сетевом планировании: продолжительность критического пути, резервы времени. Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.10. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение ЗЛП графическим методом". Сам. работа 6 10 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.11. Изучение темы "Двойственность в задачах линейного математического программирования. Теоремы двойственности. Основные свойства двойственных оценок". Сам. работа 6 16 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.12. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление двойственной задачи и получение двойственных оценок с помощью теорем двойственности". Сам. работа 6 14 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.13. Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 6 28 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.14. Подготовка к зачету Сам. работа 6 16 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.15. Изучение темы "Симплексный метод решения задачи линейного математического программирования". Сам. работа 7 10 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.16. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение задачи математического программирования симплексным методом". Сам. работа 7 10 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.17. Решение транспортной задачи методом потенциалов. Практические 6 4 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.18. Изучение темы "Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени". Сам. работа 7 6 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.19. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление сетевого графика и расчет основных характеристик сетевого планирования". Лабораторные 7 2 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.20. Изучение темы "Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания". Сам. работа 6 4 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.21. Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". Практические 7 4 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.22. Выполнение индивидуального задания "Расчет характеристик товарно-материального склада". Лабораторные 7 2 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.23. Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 7 14 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.24. Подготовка к итоговому экзамену по дисциплине. Сам. работа 7 21 ПК-23 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Сетевое планирование.
Раздел 3. Теория массового обслуживания.
Раздел 4. Управление товарно-материальными запасами.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
1. MS Office – пакет офисных программ
2. Internet Explorer – Интернет-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Исследование операций и методы оптимизации». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины,
Электронный учебно-методический комплекс, представленный на образовательном портале АГУ в системе Moodle. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования» по направлению «Прикладная информатика». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Исследование операций и методы оптимизации»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;