Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "Политика и гендер" являются формирование у студентов представления о гендерном измерении политической жизни, соотношении понятий "феминизм" и "гендер", проблеме гендерного неравенства и ее основных интерпретациях, специфике проявления гендерного неравенства в различных странах и России, отражении гендерной проблематики в политической философии, социологии, политической философии и новых идеологиях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОПК-9 | способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом |
ПК-2 | владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные формы отражения гендерной проблематики в политическом, социальном, культурном и экономическом контекстах; особенности проявления феминизма в социальной, культурной и экономической сфере, связь эволюции феминизма с закономерностями развития политической систем; природу и эволюцию гендерной проблематики в мире и России; особенности исследования в гендерной сфере. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять гендерную проблематику и ее проявление в экономической, социальной, культурной сфере; обнаруживать влияние гендерных различий на развитие политической системы; участвовать в исследованиях гендерного вопроса, готовить материал по этой проблематике для публикаций и выступлений на научных мероприятиях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками исследования влияния политических, экономических, культурных, социальных условий, тенденций развития политической системы на гендерные и феминистские проблемы; обобщения гендерных и феминистских тенденций в современных обществах; навыками участия в исследованиях гендерного вопроса; навыками обобщения результатов исследования в публикациях и выступлениях научного характера. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Проблема гендера | ||||||
1.1. | Постановка проблемы "гендера" и ее отражение в политике | Лекции | 6 | 2 | ОПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Постановка проблемы "гендера" и ее отражение в политике | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Гендерное неравенство. Позиция Д. Батлер | Практические | 6 | 2 | ОПК-9, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Д. Батлер о гендерной проблеме | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Междисциплинарный характер гендерной проблематики | Лекции | 6 | 2 | ОПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Проблема гендера в политической философии | Практические | 6 | 2 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Гендерная проблематика в политической социологии | Практические | 6 | 2 | ОПК-9 | Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Проблема гендера в политической философии | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-9 | Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Гендерная проблематика в политической социологии | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-9, ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Гендер и постмодернизм | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Гендер и постмодернизм | Практические | 6 | 2 | ОПК-9, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Гендер и феминизм | ||||||
2.1. | Феминизм как явление | Лекции | 6 | 2 | ОПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Эволюция феминизма | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Современные виды феминизма | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Эволюция феминизма | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Современные виды феминизма | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-9, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Феминизм и гендер: общее и особенное | Практические | 6 | 2 | ОПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Феминизм и гендер | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Особенности гендерной проблемы в политике | ||||||
3.1. | Гендерные отношения в развитых странах | Лекции | 6 | 2 | ОПК-9 | Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Гендерное неравенство в странах второго и третьего мира | Практические | 6 | 2 | ОПК-9, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Гендерное неравенствов развитых странах | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Гендерное неравенство в странах второго и третьего мира | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Зуйкова, Е.М. | Феминология и гендерная политика : учебник | М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450795 |
Л1.2 | Петрова, Р.Г. | Гендерология и феминология : учеб. пособие | М. : Дашков и К, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Батурин, В.К | Философия: учебник для бакалавров | М, : Юнити-Дана, 2016 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1.http://www.politcom.ru/ -информационный сайт политических комментариев | www.politcom.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э3 | Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" | www.politnauka.org | ||
Э4 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э5 | Публичная интернет-библиотека | http//: www.public.ru | ||
Э6 | Университетская библиотека on-linе | www.biblioclub.ru | ||
Э7 | Российская национальная библиотека | nlr.ru/ | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Аудиторные занятия со студентами по курсу "Политика и гендер" проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается необходимый объем обязательной к усвоению информации о сущности проблемы гендера в политике, о понятиях "гендерные роли" и "гендерное неравенство", о междисциплинарном характере гендерной проблематики, об основных подходах к пониманию феминизма, о специфике гендерных отношений в развитых странах. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Семинарские занятия по курсу «Политика и гендер» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса, сформировать навыки анализа гендерной проблематики и ее включенности в политическую повестку дня. При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется для рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. Использование электронных ресурсов позволит привлечь актуальный материал, иллюстрирующий гендерную проблему и особенности феминистского движения. Для более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам семинарских занятий. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. |