МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по патопсихологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 128
самостоятельная работа 16
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 128 128 128 128
Сам. работа 16 16 16 16
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Практикум по патопсихологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2015-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – практическое освоение навыков патопсихологического обследования, дифференциальной диагностики нарушений психической деятельности, определения патопсихологического синдрома, написания патопсихологического заключения, составления и реализации плана псикоррекции и психотерапии, разработку плана и восстановления психической деятельности.
Студент осваивает детали принципов реализации патопсихологической работы в клинике, нюансы проведения патопсихологических методик, постановки и проверки гипотез в ходе обследования, определения ведущего патологического механизма психической патологии (радикал синдрома).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.6 способностью и готовностью к применению на практике методов патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии
ПСК-3.8 способностью и готовностью к применению на практике диагностических методов и процедур для оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре психической деятельности и личности больного
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.–о патопсихологическом исследовании, практическое значение патопсихологического материала для смежных отраслей науки;
–о патопсихологических синдромах и их структуре, диагностике, особенностях проведения патопсихологического эксперимента;
–о методах патопсихологического исследования нарушения психических процессов и закономерностях их нарушения при различных заболеваниях;
–о патопсихологическом обследовании и закономерностях распада мышления и интеллекта при различных психических расстройствах;
-о дифференциальной диагностике нарушений психической деятельности, об оформлении протоколов обследования и патопсихологического заключения;
-о псикоррекции и психотерапии при решении патопсихологических задач, о разработке и особенностях реализации плана восстановления психической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.– проводить патопсихологическое исследование, понимать различия между смежными дисциплинами, практическое значение патопсихологического материала для смежных отраслей науки;
– знать и уметь выявлять патопсихологические синдромы, диагностировать, иметь навыки проведения патопсихологического эксперимента;
– знать особенности и уметь практически применять методы патопсихологического исследования нарушения психических процессов и закономерности их нарушения при различных заболеваниях;
– уметь выявлять в патопсихологическом обследовании закономерности распада мышления и интеллекта при различных заболеваниях, обладать навыками дифференциальной психодиагностики;
- формулировать задачи психодиагностического исследования больного (на основании беседы с лечащим врачом и ознакомления с ис-торией болезни),
- составлять программу психодиагностического исследования, представить обоснование этой программы,
- владеть основными методиками диагностики нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности (не менее 15 методик),
- применять методики для патопсихологического обследования больного,
- устанавливать взаимосвязи между выявленными в ходе психодиагностики феноменами и интерпретировать полученные данные,
- составлять патопсихологическое заключение по данным исследования (с опорой на описание структуры патопсихологического синдрома),
- составлять документацию патопсихологического исследования для архива (протоколы исследования, выписки из истории болезни и др.)


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- определять в патопсихологическом обследовании закономерности распада или искажения личности, мотивы и потребности личности при различных психических расстройствах, заболеваниях;
– определять в патопсихологическом обследовании закономерности и типы нарушения темпа психического развития, причины возникновения и осущесвления коррекционных мероприятий;
- проведение дифференциальной патопсихологической диагностики и определение регистр-синдрома, концептуализировать патологию психической деятельности в понятиях патопсихологии;
- составление, оформление протоколов обследования и патопсихологического заключения.
- составление и реализация плана псикоррекции и психотерапии, восстановления психической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Задачи психодиагностического исследования больного (на основании беседы с лечащим врачом и ознакомления с историей болезни), особенности патопсихологического эксперимента.
1.1. Беседа с лечащим врачом, знакомство с историей болезни и формирование диагностических задач и гипотез, формирование тактики обследования и методических средств диагностики. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.2. Задачи психодиагностического обследования пациента. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.3. Особенности и принципы реализации патопсихологического эксперимента при решении задач клинико-психологической практики. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.4. Задачи и особенности реализации патопсихологического экспериментального обследования в ситуации экспертизы (психолого-психиатрической, судебной, трудовой и др.). Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.5. Задачи и особенности реализации патопсихологического экспериментального обследования в ситуации экспертизы (психолого-психиатрической, судебной, трудовой и др.). Сам. работа 6 2 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 2. Задачи психодиагностического исследования больного (на основании беседы с лечащим врачом и ознакомления с историей болезни), особенности патопсихологического эксперимента.
2.1. Беседа с лечащим врачом, знакомство с историей болезни и формирование диагностических задач и гипотез, формирование тактики обследования и методических средств диагностики. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
2.2. Задачи психодиагностического обследования пациента. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
2.3. Особенности и принципы реализации патопсихологического эксперимента при решении задач клинико-психологической практики. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
2.4. Задачи и особенности реализации патопсихологического экспериментального обследования в ситуации экспертизы (психолого-психиатрической, судебной, трудовой и др.). Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
2.5. Задачи и особенности реализации патопсихологического экспериментального обследования в ситуации экспертизы (психолого-психиатрической, судебной, трудовой и др.). Сам. работа 6 2 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 3. Особенности и обоснование программы психодиагностического исследования. Методики диагностики нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в реализации патопсихологического обследования больного.
3.1. Особенности и обоснование программы психодиагностического исследования. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
3.2. Методики диагностики нарушений познавательной деятельности и особенности их примнения в диагностическом обследовании пациентов с разными психическими расстройствами и аномалиями психической деятельности. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
3.3. Методики диагностики нарушений эмоционально-волевой сферы и личности в реализации патопсихологического обследования больного. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
3.4. Методики диагностики психической деятельности: современное состояние проблемы. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
3.5. Методики диагностики психической деятельности: современное состояние проблемы. Сам. работа 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 4. Особенности и обоснование программы психодиагностического исследования. Методики диагностики нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в реализации патопсихологического обследования больного.
4.1. Особенности и обоснование программы психодиагностического исследования. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
4.2. Методики диагностики нарушений познавательной деятельности и особенности их примнения в диагностическом обследовании пациентов с разными психическими расстройствами и аномалиями психической деятельности. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
4.3. Методики диагностики нарушений эмоционально-волевой сферы и личности в реализации патопсихологического обследования больного. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
4.4. Методики диагностики психической деятельности: современное состояние проблемы. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
4.5. Методики диагностики психической деятельности: современное состояние проблемы. Сам. работа 6 2 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 5. Интерпретация взаимосвязи между выявленными в ходе психодиагностики сохранными и нарушенными компонентами психической деятельности и свойсвт личности в контексте определения регистр-синдрома и составления патопсихологического заключения.
5.1. Интерпретация взаимосвязи между выявленными в ходе психодиагностики сохранными и нарушенными компонентами психической деятельности и свойсвт личности. Лабораторные 6 8 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
5.2. Синдромальный подход в патопсихологии. Особенности анализа синдрома, определения ведущего нарушения в патологии психической деятельности. Лабораторные 6 8 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
5.3. Патопсихологическое заключение на основе анализа психической деятельности пациента и определения патопсихологического синдрома. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
5.4. Особенности определения вещуго нарушенного компонента деятельности (динамического, мотивационного, операциенального и организационно-регулятивного) при психических расстройствах. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
5.5. Особенности определения вещуго нарушенного компонента деятельности (динамического, мотивационного, операциенального и организационно-регулятивного). Сам. работа 6 2 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 6. Интерпретация взаимосвязи между выявленными в ходе психодиагностики сохранными и нарушенными компонентами психической деятельности и свойсвт личности в контексте определения регистр-синдрома и составления патопсихологического заключения.
6.1. Интерпретация взаимосвязи между выявленными в ходе психодиагностики сохранными и нарушенными компонентами психической деятельности и свойсвт личности. Лабораторные 6 2 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
6.2. Синдромальный подход в патопсихологии. Особенности анализа синдрома, определения ведущего нарушения в патологии психической деятельности. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
6.3. Патопсихологическое заключение на основе анализа психической деятельности пациента и определения патопсихологического синдрома. Лабораторные 6 2 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
6.4. Особенности определения вещуго нарушенного компонента деятельности (динамического, мотивационного, операциенального и организационно-регулятивного) при психических расстройствах. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
6.5. Особенности определения вещуго нарушенного компонента деятельности (динамического, мотивационного, операциенального и организационно-регулятивного). Сам. работа 6 2 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 7. Документация патопсихологического исследования для архива (протоколы исследования, выписки из истории болезни, заключения и др.). Первичные, вторичные и третичные нарушения психической деятельности при разных психических расстройствах. Этические и правовые вопросы.
7.1. Документация патопсихологического исследования для архива (протоколы исследования, выписки из истории болезни, заключения и др.). Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
7.2. Первичные, вторичные и третичные нарушения психической деятельности при разных психических расстройствах. Лабораторные 6 2 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
7.3. Этические и правовые вопросы в патопсихологической диагностике и документоведении. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
7.4. Анализ нарушений психической деятельности в котнтексте разных задач клинической практики. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
7.5. Первичные, вторичные и третичные нарушения психической деятельности при разных психических расстройствах. Сам. работа 6 1 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 8. Документация патопсихологического исследования для архива (протоколы исследования, выписки из истории болезни, заключения и др.). Первичные, вторичные и третичные нарушения психической деятельности при разных психических расстройствах. Этические и правовые вопросы.
8.1. Документация патопсихологического исследования для архива (протоколы исследования, выписки из истории болезни, заключения и др.). Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
8.2. Первичные, вторичные и третичные нарушения психической деятельности при разных психических расстройствах. Лабораторные 6 2 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
8.3. Этические и правовые вопросы в патопсихологической диагностике и документоведении. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
8.4. Анализ нарушений психической деятельности в котнтексте разных задач клинической практики. Лабораторные 6 4 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
8.5. Первичные, вторичные и третичные нарушения психической деятельности при разных психических расстройствах. Сам. работа 6 1 ПСК-3.6, ПСК-3.8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Патопсихологическое обследование: принципы эксперимента, реализация эксперимента.
2. Беседа в патопсихологическом обследовании.
3. Вопросы патопсихологической беседы. Правила и основыне ошибки.
4. Структура патопсихологического заключения.
5. Правила составления патопсихологического заключения.
6. Основные тактики патопсихологического обследования..
7. Методики обследования пациентов.
8. Особенности пато- и нейропсихологического обследования пациентов.
9. Дифференциально-диагностические задачи клинической практики.э
10. Реализация методологии культурно-деятельностного подхода в патопсихологическом экспериментальном обследовании.
11. Синдромный анализ психической деятельности.
12. Первичные, вторичные и третичные симптомы в качественном анализе структуры психической деятельности.
13. Анализ сохранных и скомпенсированных сторон психической деятельности.
14. Анализ индивидуального компенсаторного стиля. Уровень помощи пациенту: диагностика коррекционных возможностей пациета.
15. Мотивационны компонент: особенности диагностики системы отношений пациента, сформированность мотива экспертизы.
16. Особенности диагности разных типов нарушения динамического компонента психической деятельности.
17. Особенности диагностики разных типов нарушения операционно-технического компонента психической деятельности.
18. Особенности диагностики разных типов нарушения регуляционного компонента психической деятельности.
19. Особенности проведения методики "классификация предметов" в клинической практике.
20. Особенности проведения методики "таблицы Шульте", "10 слов" в клинической практике.
21. Вопроизведение рассказов по памяти и объяснение смысла рассказа в клинической практике.
22. Методики понимания переносного смысла (пословицы, метафоры, переносный смысл рассказа).
23. Методики "Четвертый лишний", "Клипец", "Опосредованное запоминание" (Леонтьев).
24. Методики "Пиктограмма" Лурия, "Самооценка" Дембо-Рубинштейн.
25. Методики диагностики агностических нарушений.
26. Методики диагностики гнозиса и праксиса в пато- и нейпсихологическом обследовании.
27. правила формулировки резюме заключения. Правила составления заключения.
28. правила ведения протокола, особенности в разных методиках.
29. Современное состояние патопсихологии, синдромного анализа в патопсихологии.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Актуальные научные проблемы современной патопсихологии.
2. Специфика методов исследования в патопсихологии.
3. Критерии научности в патопсихологических и клинико-психологических исследованиях.
4. Актуальные теоретические проблемы патопсихологии.
5. Практические задачи современной патопсихологии. Перспективы развития патопсихологии.
6. Значение патопсихологических исследований для теории психологии.
7. Место и значение патопсихологических исследований в медицине.
8. О соотношении распада и развития психики в работах отечественных патопсихологов.
9. Анализ роли биологического в изменениях психики.
10. Вклад Б.В.Зейгарник и Ю.Ф.Полякова в разработку проблем патопсихологии. Современная патопсихоло-гия.
11. Теоретико-методологические предпосылки и принципы исследования при шизофрении.
12. Нарушения общения и социальной регуляции поведения. Диссоциации психического развития.
13. Дисгармония познавательной деятельности. Исследование речевой деятельности.
14. Дисгармония познавательной деятельности. Исследование зрительного восприятия.
15. Теоретико-методологическая разработка проблем психологической диагностики личности.
16. Исследование мышления. Патология и творчество при шизофрении.
17. О связи изменений познавательной деятельности с факторами движения шизофренического процесса.
18. Аномалия психической деятельности как предиспозиционный фактор.
19. Патопсихология как один из методов исследования проблем общей психологии.
20. Патопсихологическая оценка нарушенных сфер психической деятельности при шизофрении.
21. Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении.
22. Нарушения критичности у психически больных: патопсихологическое исследование.
23. Новое в теории и практике реабилитации психически больных лиц.
24. Методологические тенденции в патопсихологических исследованиях.
25. Обучающий эксперимент как метод оценки умственного развития.
26. Актуальные проблемы изучения и коррекции алкоголизма.
27. Обосновывания патопсихологией понятия опосредованности, по отношению к зависимому поведению.
28. Проблема обоснования и описания патопсихологических синдромов.
29. Понятие о симптомах и синдромах психических расстройств в психопатологии и патопсихологии.
30. Патопсихологические регистр-синдромы.
31. Проблема стандартизации и формализации экспериментальных данных.
32. Проблема соотношения теории и эмпирических данных в патопсихологии.
33. Особенности патопсихологической квалификации результатов экспериментально-психологического иссле-дования в условиях судебно-психиатрической экспертизы.
34.Основные задачи патопсихологического исследования в судебно-психиатрической практики.
35. Клинико-психологическая характеристика эпилепсии. Патопсихологические нарушения при эпилепсии.
36. Патопсихологическая оценка нарушений сфер психической деятельности при старческом слабоумие и це-ребральном атеросклерозе.
37. Патопсихологический и психотерапевтический подход к проблеме отношений и взаимодействий между экспериментатором и испытуемым в ходе психологического эксперимента
38. Патопсихологический эксперимент как моделирование различных видов психической деятельности.
39. Зависимость строения патопсихологического эксперимента от теоретических и практических задач психи-атрической клиники.
40. Использование теоретико-экспериментальных парадигм патопсихологии в психотерапии.
41. Патопсихологический и клинико-психопатологический подходы в исследовании нарушений психической деятельности детей.
42. Феномены нарушения эмоций и чувств при психических заболеваниях.
43. Нарушения эмоций в структуре различных патопсихологических синдромов. Проблема "эмоции и символи-ка".
44. Нарушения общения при различных психических заболеваниях: феномены, психологические механизмы.
45. Психологическая коррекция нарушений общения.
46. Патопсихологическая и психопатологическая диагностика. Опишите приоритеты психодиагностических взглядов, методов исследования.
47. Методологические, методические различия, а также различия в предмете патопсихологиче-ского, психопатологического и медико-психологического исследования вы знаете.
48. Симптом астении, высокой истощаемости – опишите, к каким патопсихологическим синдромам может от-носиться и в каких случаях. Проведите дифференциальную диагностику, обоснуйте ответ. Опишите мето-дики, которыми вы будете пользоваться для дифференциации расстройства или патопсихологический экс-перимент, дайте их интерпретацию.
49. Различие эндогенной и психогенной депрессии, какие патопсихологические критерии дифференциальной диагностики вы знаете. Опишите, как вы будете действовать в случае необхо-димости разграничения данных видов расстройств.
50. Формы психотерапевтической интервенции при тревожно-фобических расстройствах.
51. Опишите эффективность психотерапии в клинике, проведите эксперимент на выявление эффективности разных видов психотерапии и плацебо-эффекта. Объясните причину различий в проценте эффективности психотерапии при различных психических расстройствах и заболеваниях.
52. Опишите особенности психоэмоциональной сферы лиц с тяжелыми соматическими заболеваниями.
53. Особенности и специфика сочетанного расстройства всех психических процессов, опишите распад психи-ческих функций на разных стадиях органических заболеваний разной сложности и локализации.
54. Проблема коморбидности психических расстройств – патопсихологическая дифференциальная диагности-ка. Приведите примеры сложных случаев коморбидных расстройств, ответьте, с помощью каких патопси-хологических методов возможно разграничение или доказательство сочетанной формы психического забо-левания.
55. Методологические проблемы патопсихологии. История патопсихологии. Питерская и московская школы. Различие взглядов и подходов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев Патопсихология социального тревожного расстройства [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Зейгарник Б.В. ПАТОПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Орлова Е.А., Козьяков Р.В., Рышлякова Н.В. ПАТОПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т. ; Под ред. Ефремовой Г.И. НЕЙРО- И ПАТОПСИХОЛОГИЯ. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев Патопсихология [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.3 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».
Требования оформлению письменных работ, рефератов:
 Требования к оформлению текста: 14 кегль, шрифт Times New Roman через 1,5 интервал на отдельных белых листах А4, поля 2 см – слева, остальные – 1,5 см, выравнивание по ширине страницы, соблюдены правила орфографии и пунктуации.
 Требования к оформлению работы: Оформление титульного листа производится в соответствии со стандартом ВУЗА. Содержание работы с указанием разделов, названием глав, страниц (!) выноситься на отдельный лист.
 В тексте обязательно должны присутствовать ссылки на использованные источники с указанием его номера в общем списке и страницы. При написании работы обязательно должны быть использованы статьи из специализированных журналов. Допускаются ссылки на электронные источники. Список использованных источников должен включать не менее 5 наименований.
Требования к содержанию письменных работ, рефератов:
 Выбор темы определяется в соответствие со списком или согласовывается с преподавателем.
 При изложении материала студент должен придерживаться принципа «проблемности изложения»: рассмотреть, кто и когда из ученых занимался изучением данной темы, каких взглядов придерживался, какое развитие получила данная проблематика в дальнейшем. Текст должен быть хорошо логически структурирован, выделены абзацы, ключевые понятия, даны их определения, четко обозначены позиции упоминаемых студентом авторов.
 Приветствуется представление результатов в табличной форме, демонстрация навыков сравнительного анализа. Стилистика изложения материала должна носить выраженный научно-исследовательский характер.