МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Иванова Н.П.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» августа 2014 г., № 950

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины "Профессиональная этика" должно способствовать реализации следующих целей:
Способствовать адаптации студентов первого курса в новой для них профессиональной среде, ознакомлению их с основами современной исторической науки, ее ведущими тенденциями развития, формированию системного мышления, аналитических способностей и приобщению к элементам профессиональной деятельности будущего историка-исследователя.
Ознакомить студентов с основополагающими документами, регламентирующими ход учебного процесса в университете, охарактеризовать основные этапы обучения в рамках направления «история», определить возможные перспективы применения полученных результатов обучения в профессиональной деятельности после окончания вуза.
Раскрыть социальную роль и значимость познания истории для общества и вклад в этот процесс профессиональных историков.
Мотивировать интерес к анализу и обсуждению актуальных проблем исторической науки.
Способствовать формированию умений самостоятельно работать с историческими источниками, научной литературой, критически воспринимать различные историографические концепции, участвовать в исследовательских процедурах и грамотно излагать мысли в устном и письменном виде.
Формировать культуру мышления, восприимчивость к теоретической и конкретно-исторической информации, способность к ее анализу, систематизации, обобщению.
Создать условия для кооперации с сокурсниками при выработке целевой направленности предстоящей деятельности, выборе путей и средств достижения замысла.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-6: основные принципы и концепции толерантности, терминологический аппарат социальной и правовой сфер взаимодействия человека и общества, а также содержательные характеристики коллективной деятельности.
ОК-7: возможности доступа к различным каналам информации, принципы ее извлечения и отбора, различные подходы к осуществлению образовательной, в том числе самообразвательной деятельности.
ОПК-2: перечень ведущих проблем и вызовов современного общества и исторической науки, основные факторы риска и ответственности профессионала в сфере социально-гуманитарной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-6: работать в коллективе, участники которого характеризуются неидентичной степенью социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; анализировать и корректировать сферу индивидуальных социально-правовых компетенций при взаимодействии в коллективе.
ОК-7: грамотно структурировать и систематизировать собственную, в том числе образовательную и научную деятельность, а также определять ее перспективы, реагировать на активную динамику приоритетов образовательной и научной среды.
ОПК-2: интегрировать содержание и результаты своей социальной и научной деятельности в контекст разновекторных социально и профессионально корпоративных интересов как узкого, так и широкого профиля.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-6: методиками организации коллективных взаимодействий, в том числе социальной деятельности, а также групповых операций в рамках исследовательской работы.
ОК-7: навыками критического анализа, стратификации и каталогизации информации, полученной из различных источников; применения полученных данных при решении круга профессиональных и широкого спектра социальных задач.
ОПК-2: навыками ведения грамотной социальной и научной дискуссии, оппонирования собеседнику/собеседникам, представления собственной авторской аналитической и научной концепции, осуществления управленческой деятельности в сфере социально-гуманитарного знания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика курса «Профессиональная этика» и его ориентация на основные виды социальной и профессиональной деятельности студентов
1.1. Характеристика курса «Профессиональная этика" и его роль в адаптации студентов к системе вузовского обучения на историческом факультете. Лекции 1 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе Лекции 1 2 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Характеристика курса «Профессиональная этика» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности будущего бакалавра истории. Сам. работа 1 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социальная деятельность, ее организация и самообразование, возможности их использования в научной деятельности.
2.1. Понятие и основные составляющие социальной деятельности. Вилы социальной деятельности Лекции 1 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Самоорганизация и организация в коллективе при работе с документами Практические 1 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1
2.3. Самоорганизация и организация в коллективе при работе с документами Сам. работа 1 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1
2.4. Толератность как основное условие осуществление социальной деятельности в современном обществе Сам. работа 1 4 ОК-6, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.5. Роль человека в истории. Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.6. Роль человека в истории. Сам. работа 1 4 ОК-6, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Социальные силы, факторы и закономерности в истории
3.1. Соотношение насильственных и ненасильственных способов разрешения проблем в истории, причины и следствия их использования. Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-2 Л2.1
3.2. Соотношение насильственных и ненасильственных способов разрешения проблем в истории, причины и следствия их использования. Сам. работа 1 8 ОК-6, ОПК-2 Л2.1
3.3. Проблема повторяемости и закономерности в истории Лекции 1 2 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.4. Проблема повторяемости и закономерности в истории Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Своеобразие исторического познания
4.1. Наука как особая форма знания, род человеческой деятельности и социальный институт. Лекции 1 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Своеобразие источниковой базы исторической науки Сам. работа 1 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.3. Источниковая база исторической науки Практические 1 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.4. Источниковая база исторической науки Сам. работа 1 6 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.5. Историческое исследование: стратегия, логика, этапы Сам. работа 1 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1
4.6. Роль методологии и историографии в исторических исследованиях, практическая ценность внеисточникового знания. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.7. Этапы и основные элементы исторического исследования Практические 1 2 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.8. Историческое исследование: стратегия, логика, этапы. Сам. работа 1 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.9. История и искусство Лекции 1 2 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
4.10. История и искусство Сам. работа 1 6 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. История в системе наук
5.1. Взаимоотношения истории с другими науками. Лекции 1 2 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
5.2. Взаимоотношения истории с естествознанием и другими гуманитарными науками. Сам. работа 1 8 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. История и общество
6.1. Историческое сознание общества и историческая наука Лекции 1 6 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.2. Взаимосвязь исторической науки и исторического сознания общества. Причины высоких требований, предъявляемых обществом к исторической науке. Практические 1 4 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.3. Взаимосвязь исторической науки и исторического сознания общества. Причины высоких требований, предъявляемых обществом к исторической науке. Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.4. История и политика. Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету

1. Деятельность человека: структура, содержание и виды. Социальная деятельность
2. Этносоциальные, этнокультурные различия между людьми, толерантность
3. Организация деятельности в коллективе
4. История как наука, общий взгляд на проблему
5. Человек и исторический процесс
6. Главные действующие силы в истории
7. Свобода, необходимость, случайность, их соотношение и роль применительно к истории
8. Идея закономерности как отражение единства и повторяемости в истории, ее различная интерпретация учеными
9. Взаимоотношения истории с гуманитарными науками
10. История и естествознание: возможные пути соприкосновения, своеобразие развития
11. Исторический процесс и место исследователя в нем, цели и задачи историка
12. Сущность насилия и ненасилия, их взаимовлияние в контексте исторического процесса
13. Насилие в истории: причины и влияние на ход событий
14. Методы и методология исторического исследования
15. Этапы и основные элементы исторического исследования
16. Разновидности письменных источников
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ.

1. Историческая правда состоит из молчания мертвых (Э. Рей).
2. То, что люди не учатся на ошибках истории – самый главный урок истории (О. Хаксли).
3. В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений (В.О. Ключевский).
4. История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков (В.О. Ключевский).
5. Источник для историка представляет собой бездонный колодец, но спуститься в него можно лишь с удавкой на шее.
6. История – это союз между умершими, живыми и еще не родившимися
(Э. Бёрк).
7. Кто много говорит о неповторимости, тот плохо знает историю (В. Швебель).
8. История пишется для установления строгой истины (Плиний Младший).
9. Превосходные умы – суть истинные герои истории (Н.М. Карамзин).
10. Вся наша история – продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования (П.Я. Чаадаев).
11. Повествовательная история всегда страдает неточностью, но она есть портрет. Статистическая же история всегда будет лишь механическим оттиском (А. Франс).
12. История повторяется. Это один из ее недостатков. (К. Дарроу)
13. История неизбежно вбирает в себя фазы насилия и ненасилия, а вот их последовательность и период протекания устанавливает только человек

Темы рефератов

1. Понятия этики.
2. Соотношение этики и профессиональной этики
3. Области использования этики в современных социальных взаимодействиях
4. Виды деятельности человека
5. Возникновение и основное содержание концепции толерантности
6. Социальная дифференциация в современном мире: единство противоречий
7. Понятие самообразования
8. Алгоритмы самообразования
9. Алгоритмы социального проектирования
10. Место и роль историка в системе современной социально-гуманитарной деятельности
11. Управление знанием: теоретические аспекты
12. Управление знанием в современном мире
13. Социальное проектирование и управление знанием: соотношение и различие понятий
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход: М. : Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.Г. Чернышов Региональные конфликты и их урегулирование: учебное пособие: , 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс на Moodle «Профессиональная этика» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Профессиональная этика» нацелен на способствование адаптации студентов первого курса в новой для них социальной и профессиональной среде, создание условий для кооперации с сокурсниками при выработке целевой направленности предстоящей деятельности, выборе путей и средств достижения замысла. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 3 ЗЕТА/ 108 часов. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа.
Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы с историческим документом/исторической задачей в группах. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний. Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной исторической проблемы, поиск информации в источнике, обработку исторических сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы.
Технические требования к рефератам.
Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5 пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам.
Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные аспекты социального взаимодействия людей и функционирования исторической науки. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий социальных или исторических явлений по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 15 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 30 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий.