МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Супервизия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10
курсовая работа: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Супервизия

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2015-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы научных понятий и профессионального мировоззрения в рамках традиционных и современных научных подходов к изучению и исследованию теоретических, методологических и организационныхпроблем супервизии;
овладение теоретическим знанием и практическими навыками в области супервизии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
ПСК-3.10 способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.психологические закономерности, механизмы, особенности и условия эффективности лечебного процесса;
теоретико-методологические и практические основы супервизии;
организационные, правовые и этические принципы работы медицинского психолога в консультировании и психотерапии;
фундаментальные теоретико-методологические концепции развития личности, психопатологии и психотерапии;
особенности организации и проведения различных видов экспертиз нарушений психических процессов и личности при психических расстройствах;
специфику психологического вмешательства с учетом нозологических, синдромальных и индивидуально-психологических характеристик;
общие и специфические цели и методы основных психотерапевтических направлений классической психотерапии и психологического консультирования;
психологические закономерности и механизмы психологического воздействия, общие и специальные факторы эффективности психотерапевтического процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида;
использовать методы психологического консультирования и психотерапии в работе с индивидами, группами, учреждениями и бизнесструктурами, с представителями различных социальных и религиозных субкультур;
оказывать психологическую помощь в кризисных ситуациях;
осуществлять дифференциально-диагностическое обследование и экспертизу при различных психических расстройствах;
осуществлять психологическое консультирование и применять психотерапевтические техники в отношении лиц, перенесших или испытавших воздействие чрезвычайных и экстремальных факторов;
осуществлять профилактику нервно-психических и психосоматических расстройств, состояний психической дезадаптации и нарушений поведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разнообразными стратегиями психопрофилактической, психокоррекционной, реабилитационной и психотерапевтической работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития с использованием индивидуальных, групповых и семейных методов;
основными приемами клинико-психологической диагностики для оценки эффективности психотерапии и консультирования;
основными техниками создания и поддержания рабочего альянса в психотерапевтических отношениях;
способами совершенствования системы саморегуляции и предотвращения синдрома профессионального выгорания психотерапевта и консультанта;
методами супервизирования педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся и стажеров в процессе обучения;
стратегиями установления творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами;
знаниями об основных видах экспертной деятельности в соответствии с потребностями заказчика;
способами распространения информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизия в КБТ и профессиональная компетентность клинического психолога. Анализ осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях
1.1. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения. Супервизор и супервизируемый. Супервизия как процесс обучения и научения, профессионально- ориентированная позиция помощи Практические 10 4 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций (Шмельцер, Залевский). Подчеркивание образовательной функции Практические 10 4 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Непрерывное отслеживание и оценка продвижения супервизируемого. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии Практические 10 4 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Анализ и классификация распространенных и уникальных осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях. Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Концептуализация проблемных ситуаций в когнитивно- поведенческой терапии разных психических расстройств, нарушений адаптации, аномалий личности Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Оценка продвижения супервизируемого. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии Практические 10 4 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Профилактика срывов и прекращения терапии. Эффективность терапии и супервизия. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических групп.
2.1. Способы профилактики срывов и срывов и прекращения терапии – разбор клинических случаев Критерии эффективности терапии, отслеживание изменений в процессе терапии Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе. Дж. Вольпе как один из родоначальников супервизии в КБТ Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Проблемы начинающего психотерапевта. Планирование психотерапевтической интервенции. Тренинг самоутверждения Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Ипохондрический страх. Игнорирование истории жизни и другие базисные ошибки. Страх навредить или не помочь. Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Техники профилактики и предотвращения осложнений терапии в когнитивно-поведенческой модели Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Техники профилактики и предотвращения осложнений терапии в когнитивно-поведенческой модели Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Анализ мотивации клиента, пациента в когнитивно-бихевиоральном консультировании и терапии. Супервизия практической работы
3.1. Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений. Мотивация в терапии – анализ с целью разработки приемов вмешательства Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия работы с разными клиническими группами пациентов: анализ специфики и логики ведения процесса вмешательства Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Реакция на диагностику и терапию. Анализ сложностей при выполнении домашнего задания Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Анализ аудио и видео- материалов собственной работы: супервизорский анализ Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Супервизия работы клинического психолога в модели когнтивно -поведенческой психотерапии (на примере клиники пограничных состояний). Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Супервизия работы клинического психолога в модели когнтивно -поведенческой психотерапии (на примере клиники пограничных состояний). Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Построение и проверка гипотез на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. Подбор эффективных техник изменений: супервизия.
4.1. Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Подбор эффективных техник изменений на основе процесса проверки гипотез. Обучение формулировке гипотез Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Обсуждения проблем формулировки и проверки гипотез. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Супервизорские установки: преодоление. Безопасность супервизии. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов Сам. работа 10 1 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.5. Супервизорские установки: преодоление. Безопасность супервизии. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов Практические 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.6. Экзамен Экзамен 10 27 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Ответственность в терапии: супервизия и обучение.
2. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность. Супервизорские установки: преодоление.
3. Супервизия психоэдукации с родственниками пациентов.
4. Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений..
5. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии.
6. Феномен и терапия выученной беспомощности М. Селигмана: супервизия практической работы (разбор случая).
7. Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ.
8. Проблема мотивации и эмоций пациента в БКТ.
9. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе.
10. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия.
11. Супервизия терапевтов: страх перед успехом, проблемы начинающего психотерапевта, планирование психотерапевтической интервенции.
12. Техники прогнозирования состояния пациента, предотвращение срывов и прекращения терапии.
13. Современные проблемы супервизии в КБТ.
14. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций.
15. Супервизия в отечественной и зарубежной традиции: правила, принципы и ошибки.
16. Диагностическое интервью в БКТ: структура и техники. Супервизия.
17. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. .КБТ модель панических атак.
2. Диалектическая бихевиоральная психотерапия при пограничном расстройстве личности и суицидальном поведении.
3. КБТ модель личностных расстройств.
4. КБТ модель ОКР.
5. Проблема мотивации и эмоций пациента в БКТ.
6. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе.
7. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия.
8. Супервизия терапевтов: страх перед успехом, проблемы начинающего психотерапевта, планирование психотерапевтической интервенции.
9. Техники прогнозирования состояния пациента, предотвращение срывов и прекращения терапии.
10. Современные проблемы супервизии в КБТ.
11. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций.
12. Супервизия в отечественной и зарубежной традиции: правила, принципы и ошибки.
13. Диагностическое интервью в БКТ: структура и техники. Супервизия.
14. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».