Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Русский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_РЯЛ-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.наук, проф. Т.В. Чернышова
1.1. | Сформировать понимание семиотических механизмов функционирования искусства и культуры. Выработать умения и навыки семиотического анализа текстов разного вида. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-4 | способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии |
ПК-1 | владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современную научную парадигму в области семиотических исследований, иметь представление о динамике развития избранной области научной и профессиональной деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | свободно использовать информационно-библиографические ресурсы для решения стандартных профессиональных задач, применять информационные технологии в исследовательской деятельности ; проводить собственные исследования в области семиотики литературы и культуры; свободно формулировать гипотезы и последовательно и убедительно развивать аргументацию в их защиту; свободно оперировать терминами из сферы семиотики и литературоведения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками структурирования и интегрирования знания из различных областей профессиональной деятельности и способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач; культурой научного поиска, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения; основными приемами аргументации; навыками критического мышления |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Семиотика культуры как научная дисциплина. Становление семиотики | ||||||
1.1. | Становление семиотики в трудах Ч. Пирса, Ф. де Соссюра и У. Морриса | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | |
1.2. | Становление семиотики культуры в ХХ столетии. Семиотика и западноевропейский структурализм | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | |
1.3. | Становление семиотики культуры в ХХ столетии. Семиотика и французский постструктурализм | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л2.8 |
1.4. | Формальная школа в истории семиотики | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.6 |
1.5. | Ролан Барт и семиотика культуры | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | |
1.6. | Тартусско-московская структурно-семиотическая школа | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7 |
1.7. | Семиотика культуры сегодня | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1 | Л2.2 |
Раздел 2. Семиотика литературного текста | ||||||
2.1. | Семиотика художественного постранства и времени | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л2.9, Л2.7 |
2.2. | Семиотика художественного пространства и времени в рассказе М. Булгакова "Китайская история" | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.3 |
2.3. | Семиотика метаморфоз в рассказе Ю. Олеши "Любовь" | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | |
2.4. | Вещи и знаки в рассказе М. Зощенко "Диктофон" | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.4 |
2.5. | Семиотический анализ литературного текста | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.9 |
Раздел 3. Семиотика визуального искусства | ||||||
3.1. | Семиотика живописи | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.3, Л2.7 |
3.2. | Визуальная семиотика: фотография, плакат, карикатура | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.5 |
3.3. | Семиотика кино: Чарли Чаплин | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.7 |
3.4. | Семиотика фотоискусства в ХХ веке | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1 | |
Раздел 4. Семиотика повседневности | ||||||
4.1. | Семиотика повседневности: язык пищи | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | |
4.2. | Семиотика повседневности: одежда | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | |
4.3. | Семиотика архитектуры | Сам. работа | 3 | 19 | ПК-1 | Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. вложенный файл во вкладке "Приложения" |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. вложенный файл во вкладке "Приложения" |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. вложенный файл во вкладке "Приложения" |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лотман Ю. М. | Семиосфера: | С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000 | |
Л1.2 | Бахтин М.М. | Вопросы литературы и эстетики // Poetica: сайт / [Электронный ресурс] // Режим доступа: : | Сб. — М.: Худож. лит, 1975 | |
Л1.3 | Успенский Б.А. | Поэтика композиции: | СПб.: Азбука, 2000 | |
Л1.4 | Жолковский А.К. | Михаил Зощенко: поэтика недоверия: монография | М., 1999 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473176 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления: | М.: Языки славянской культуры, 1998 | biblioclub.ru | |
Л2.2 | Лотман Ю.М. | Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи и исследования. Заметки: сборник трудов | СПб: "Искусство-СПБ", 2001 | |
Л2.3 | Чудакова М.О. | Жизнеописание М. Булгакова: монография | М., 1988 | |
Л2.4 | Топоров В.Н. | Исследования по структуре текста: сборник трудов | М., 1987 | |
Л2.5 | Р. Барт | Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр: сборник трудов | М. : Прогресс, 1994 | |
Л2.6 | Якобсон Р. | Избранные работы: сборник трудов | М.: Прогресс, 1985 | |
Л2.7 | Иванов В.В. | Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры,, искусства и науки: Сборник трудов | М.: Языки славянской культуры, 2007 | biblioclub.ru |
Л2.8 | Успенский Б.А. | Избранные труды, том 1. Семиотика ис-тории. Семиотика культуры: | М.: Издательство «Гнозис», URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Ysp/, 199448 | |
Л2.9 | Лотман Ю.М. | В школе поэтического слова: монография | М., 1988 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях. Промежуточная аттестация проводится по результатам работы студентов на практических занятиях. Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению). Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих. Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами. Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения. Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения. В рамках курса предполагается использование балльно-рейтинговой системы оценивания. Итоговый экзамен – один из видов работы, оценивается баллами. В экзаменационный билет включены 2 теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 25 минут. За ответ на экзаменационные вопросы студент может получить максимально 20 баллов (по 10 баллов за каждый вопрос). При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа. |