Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИЗвСО-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | Курс «Гуманитарная география в исторических исследованиях» нацелен на формирование у студентов комплексного представления о соотношении исторического и географического знания; месте и роли человека в современном социально-географическом пространстве; характере и специфике формирования стратегий репрезентации земных пространств в человеческой деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-2 | способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов |
ПК-4 | способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1: предметно-целевую область, вариации методик и методологий гуманитарной географии, место дисциплины среди социогуманитарных и естественных наук; основные концепции восприятия пространства. ПК-2: основные концепции и междисциплинарные подходы, находящиеся на стыке истории и географии; методики и алгоритмы «развертывания» собственного научно-исследовательского поиска в ракурсе гумантитарно-географического знания. ПК-4: основные информационные ресурсы и платформы, связанные с гуманитарно-географическим знанием. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1: работать с образно-графическими и ментально-графическими картами различных исторических периодов и современными; характеризовать различные междисциплинарные подходы к восприятию и взаимопроникновению человека и пространства; соотносить динамику географических и административно-политических границ с глобальными и региональными социокультурными трендами. ПК-2: применять подходы и методики гуманитарной и культурной географии в собственном научном исследовании. ПК-4: осуществлять поиск и отбор информации, связанной со стратегиями репрезентации социальных пространств |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1: навыком составления любых по сложности образно-графических и ментально-графических карт различных исторических периодов и территорий. ПК-2: способностью критически оценивать и верифицировать результаты собственного научного исследования с позиции подходов гуманитарной географии. ПК-4: навыками формирования и коррекции баз данных в контексте гуманитарно-географического знания. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Современное состояние исторического и географического знания | ||||||
1.1. | Современное общество в контексте развития географической, социальной и культурной среды | Лекции | 1 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Современное общество в контексте развития географической, социальной и культурной среды | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Фундаментальные аспекты состояния взаимодействия географической среды и современного общества | Практические | 1 | 2 | ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Категория "пространство" в социальных и естественных науках | ||||||
2.1. | Восприятие категории "пространства" в социальных и естественных науках | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-1, ПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Восприятие категории "пространства" в социальных и естественных науках | Практические | 1 | 8 | ПК-1, ПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Изменение роли и места человека в современном пространстве | Лекции | 1 | 2 | ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Историко-географические образы пространства | ||||||
3.1. | Общие представления об историко-географических образах. Стратегии репрезентации пространств | Лекции | 1 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Историко-географические образы пространства: генезис, содержательные характеристики, нюансы реконструкции | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Историко-географические образы пространства: генезис, содержательные характеристики, нюансы реконструкции | Практические | 1 | 6 | ПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Возможности гуманитарной географии в историческом научном исследовании | ||||||
4.1. | Методики и алгоритмы "развертывания" собственного исследования в контексте гуманитарной географии | Лекции | 1 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Адаптация и использование подходов гуманитарной географии к собственному историческому исследованию | Сам. работа | 1 | 47 | ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Адаптация и использование подходов гуманитарной географии к собственному историческому исследованию | Практические | 1 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Проблемное поле гуманитарной географии, ее место среди географических и социально-гуманитарных дисциплин 2. Взаимосвязь трансформаций социального пространства и географического знания на современном этапе развития современного человеческого общества 3. Категория «пространство» в различных социальных и гуманитарных науках (социологии, психологии, географии, политологии) и философии. 4. Категория «пространство» в истории, проблема пространственного фактора исторического процесса. 5. Общая характеристика антропологии и ее взаимоотношение с историческим и географическим знанием. Возможности антропологии при изучении исторического процесса 6. Трансформация места и роли человека в современном географическом знании 7. Антропология движения в контексте географического и исторического знания 8. Антропология путешествия в контексте географического и исторического знания 9. Онтологическая природа (генезис, содержательные характеристики, различные виды) историко-географических образов 10. Историко-географические образы как стратегии репрезентации пространств и сообществ 11. Сложности, препятствующие реконструкции историко-географических образов пространств и сообществ 12. Критерии научности процесса реконструкции историко-географических образов, пути преодоления возникающих противоречий |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы практических заданий: 1. Заполните образно-графическую карту «Восточнославянские племена и Древнерусское государство». 2. Заполните образно-графическую карту «Русь периода политической раздробленности». 3. Заполните образно-графическую карту «Русь и Орда». 4. Заполните образно-графическую карту «Основные этапы объединения земель вокруг Москвы». 5. Заполните образно-графическую карту «Россия в XVIII в.». 6. Заполните образно-графическую карту «Россия в XIX в.» 7. Заполните образно-графическую карту «Алтай в XVIII-XIX вв.» 8. Заполните образно-графическую карту «Вторая мировая война и Великая Отечественная война». 9. Заполните образно-графическую карту «Сибирь» 10. Заполните образно-графическую карту «Современная Россия» Темы рефератов: 1. Предмет и задачи гуманитарной географии как дисциплины 2. Соотношение понятий «гуманитарная география» и «культурная география» 3. Взаимодействие природы и общества на современном этапе развития человечества 4. Категория «пространство» в исторической науке 5. Категория «пространство» в географической науке 6. Категория «пространство» в социологии 7. Категория «пространство» в политологии 8. Понятие «историко-географический образ» 9. Антропология путешествия 10. Антропология движения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Любавский М.К. | Историческая география России в связи с колонизацией: учебник | Москва : Лань, 2014 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гладкий Ю.Н. | Гуманитарная география как научное знание: | Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |