МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гуманитарная география в исторических исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Бобров Денис Сергеевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Наталья Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Гуманитарная география в исторических исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «Гуманитарная география в исторических исследованиях» нацелен на формирование у студентов комплексного представления о соотношении исторического и географического знания; месте и роли человека в современном социально-географическом пространстве; характере и специфике формирования стратегий репрезентации земных пространств в человеческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-2 способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
ПК-4 способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1: предметно-целевую область, вариации методик и методологий гуманитарной географии, место дисциплины среди социогуманитарных и естественных наук; основные концепции восприятия пространства.

ПК-2: основные концепции и междисциплинарные подходы, находящиеся на стыке истории и географии; методики и алгоритмы «развертывания» собственного научно-исследовательского поиска в ракурсе гумантитарно-географического знания.

ПК-4: основные информационные ресурсы и платформы, связанные с гуманитарно-географическим знанием.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1: работать с образно-графическими и ментально-графическими картами различных исторических периодов и современными; характеризовать различные междисциплинарные подходы к восприятию и взаимопроникновению человека и пространства; соотносить динамику географических и административно-политических границ с глобальными и региональными социокультурными трендами.

ПК-2: применять подходы и методики гуманитарной и культурной географии в собственном научном исследовании.

ПК-4: осуществлять поиск и отбор информации, связанной со стратегиями репрезентации социальных пространств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1: навыком составления любых по сложности образно-графических и ментально-графических карт различных исторических периодов и территорий.

ПК-2: способностью критически оценивать и верифицировать результаты собственного научного исследования с позиции подходов гуманитарной географии.

ПК-4: навыками формирования и коррекции баз данных в контексте гуманитарно-географического знания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современное состояние исторического и географического знания
1.1. Современное общество в контексте развития географической, социальной и культурной среды Лекции 1 4 ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Современное общество в контексте развития географической, социальной и культурной среды Сам. работа 1 6 ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Фундаментальные аспекты состояния взаимодействия географической среды и современного общества Практические 1 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Категория "пространство" в социальных и естественных науках
2.1. Восприятие категории "пространства" в социальных и естественных науках Сам. работа 1 18 ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.2. Восприятие категории "пространства" в социальных и естественных науках Практические 1 8 ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.3. Изменение роли и места человека в современном пространстве Лекции 1 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Историко-географические образы пространства
3.1. Общие представления об историко-географических образах. Стратегии репрезентации пространств Лекции 1 4 ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.2. Историко-географические образы пространства: генезис, содержательные характеристики, нюансы реконструкции Сам. работа 1 14 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.3. Историко-географические образы пространства: генезис, содержательные характеристики, нюансы реконструкции Практические 1 6 ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Возможности гуманитарной географии в историческом научном исследовании
4.1. Методики и алгоритмы "развертывания" собственного исследования в контексте гуманитарной географии Лекции 1 2 ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1
4.2. Адаптация и использование подходов гуманитарной географии к собственному историческому исследованию Сам. работа 1 47 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.3. Адаптация и использование подходов гуманитарной географии к собственному историческому исследованию Практические 1 4 ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Проблемное поле гуманитарной географии, ее место среди географических и социально-гуманитарных дисциплин
2. Взаимосвязь трансформаций социального пространства и географического знания на современном этапе развития современного человеческого общества
3. Категория «пространство» в различных социальных и гуманитарных науках (социологии, психологии, географии, политологии) и философии.
4. Категория «пространство» в истории, проблема пространственного фактора исторического процесса.
5. Общая характеристика антропологии и ее взаимоотношение с историческим и географическим знанием. Возможности антропологии при изучении исторического процесса
6. Трансформация места и роли человека в современном географическом знании
7. Антропология движения в контексте географического и исторического знания
8. Антропология путешествия в контексте географического и исторического знания
9. Онтологическая природа (генезис, содержательные характеристики, различные виды) историко-географических образов
10. Историко-географические образы как стратегии репрезентации пространств и сообществ
11. Сложности, препятствующие реконструкции историко-географических образов пространств и сообществ
12. Критерии научности процесса реконструкции историко-географических образов, пути преодоления возникающих противоречий
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы практических заданий:
1. Заполните образно-графическую карту «Восточнославянские племена и Древнерусское государство».
2. Заполните образно-графическую карту «Русь периода политической раздробленности».
3. Заполните образно-графическую карту «Русь и Орда».
4. Заполните образно-графическую карту «Основные этапы объединения земель вокруг Москвы».
5. Заполните образно-графическую карту «Россия в XVIII в.».
6. Заполните образно-графическую карту «Россия в XIX в.»
7. Заполните образно-графическую карту «Алтай в XVIII-XIX вв.»
8. Заполните образно-графическую карту «Вторая мировая война и Великая Отечественная война».
9. Заполните образно-графическую карту «Сибирь»
10. Заполните образно-графическую карту «Современная Россия»

Темы рефератов:
1. Предмет и задачи гуманитарной географии как дисциплины
2. Соотношение понятий «гуманитарная география» и «культурная география»
3. Взаимодействие природы и общества на современном этапе развития человечества
4. Категория «пространство» в исторической науке
5. Категория «пространство» в географической науке
6. Категория «пространство» в социологии
7. Категория «пространство» в политологии
8. Понятие «историко-географический образ»
9. Антропология путешествия
10. Антропология движения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией: учебник Москва : Лань, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гладкий Ю.Н. Гуманитарная география как научное знание: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.