МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный литературный процесс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент О.А. Скубач

Рецензент(ы):
канд.филол.наук, доцент Е.Г. Романова

Рабочая программа дисциплины
Современный литературный процесс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представления об основных тенденциях и закономерностях современного литературного процесса.
Помочь приобрести умения и навыки самостоятельного анализа и интерпретации текстов современной художественной литературы, а также коммуникативных и социокультурных ситуаций.
Представить этапы, логику формирования, возможности и пределы научной инновации.
Раскрыть дополнительные возможности коммуникативных взаимодействий различных типов, базирующиеся на понимании механизмов интертекстуальности как одного из важнейших качеств современных художественных, публицистических и других текстов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные тенденциии и закономерности современного литературного процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.знать социальный и культурный контекст современной отечественной литературы; основные произведения самых известных представителей современной литературы, принадлежность конкретного автора к той или иной литературной группе, направлению; эстетические и мировоззренческие установки их представителей, а также общие особенности литературы рубежа 20 – 21 веков;
уметь ориентироваться в тенденциях современного литературного процесса; анализировать художественное произведение, выявляя его специфические черты;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.продуцировать свои знания, пользуясь литературным языком и профессиональной терминологией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лекционный курс
1.1. Современная отечественная литература начала ХХI века. Общая характеристика культурной ситуации и литературного процесса Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Дмитрий Быков. "Орфография" Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Александр Иличевский. "Матисс" Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Захар Прилепин. "Санькя" Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Практический курс
2.1. Людмила Улицкая. "Сонечка" Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Борис Акунин. "Азазель". "Пелагия и белый бульдог" Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Виктор Пелевин. "Generation П" Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Татьяна Толстая. "Кысь" Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Алексей Иванов. "Географ глобус пропил" Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Леонид Юзефович. "Казароза" Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.7. Михаил Елизаров. "Библиотекарь" Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.8. Захар Прилепин. "Обитель" Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.9. Евгений Водолазкин. "Авиатор" Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.10. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 1 32 Л1.1, Л2.1
2.11. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 28 Л1.1, Л2.1
2.12. Подготовка к зачету Сам. работа 1 22 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. И. Тимина, М. А. Левченко, М. В. Смирнова Русская литература ХХ – начала XXI века: практикум М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950 -1990-е годы. В 2 т.: М.: Academia, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru
Э2 http://e.lanbook.com
Э3 http://www.filologia.su
Э4 http://philologos.narod.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях.
Промежуточная аттестация проводится по результатам работы студентов на практических занятиях.
Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
В рамках курса предполагается использование бинарной шкалы оценивания. Студент должен осуществить обязательные виды работ (работа на практических занятиях, реферат, сдача зачета).
В билет для зачета включен 1 теоретический вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 15 минут.