Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-1- 2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 56 | 56 | 56 | 56 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор.
1.1. | Цель: обучение студентов магистратуры организации и проведению коммуникативного тренинга. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ПК-6 | способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария |
СПК -1 | Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие, цели, задачи, этапы, принципы организации и проведения тренинга коммуникативной компетентности; принципы, приемы и методы самоорганизации и саморазвития, использования творческого потенциала из области теории и практики коммуникативного тренинга; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять знания о способах самоорганизации и саморазвития, раскрытия ресурсов креативности в отношении собственной личности; разрабатывать и реализовывать программы тренинга коммуникативной компетентности с целью предупреждения нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в профессиональной деятельности; разрабатывать и реализовывать программы коммуникативных тренингов с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | приемами и самоорганизации и саморазвития, раскрытия ресурсов креативности в отношении собственной личности; опытом, приемами, принципами, процедурами организации, проведения программы тренинга коммуникативной компетентности в условиях оказания психологической помощи по предупреждению отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков, профессиональной деформации; опытом участия в программах и реализации программ коммуникативных тренингов с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Коммуникативный тренинг как метод групповой психологической работы | ||||||
1.1. | Теоретические и методологические основы коммуникативного тренинга | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-6 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Коммуникативный тренинг как метод групповой психологической работы | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Основы организации и проведения коммуникативного тренинга | ||||||
2.1. | Структура коммуникативного тренинга | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Демонстрационный тренинг коммуникативной компетентности | Практические | 1 | 6 | ОК-3, ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Основная характеристика организационно-подготовительной, вводно-ознакомительной, диагностической и коррекционной фаз тренинга. | Сам. работа | 1 | 5 | ОК-3, ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Принципы организации и проведения коммуникативного тренинга. | Сам. работа | 1 | 5 | ОК-3, ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в тренинге. | Сам. работа | 1 | 5 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
2.6. | Эмоциональная сфера как аспект воздействия в тренинговой работе. Роль ведущего в тренинге. | Сам. работа | 1 | 5 | ОК-3, ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
2.7. | Модели тренинговой работы | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ПК-6 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
2.8. | Разработка и экспертиза программы коммуникативного тренинга. | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-3, ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
2.9. | Зачет | 1 | 4 | ОК-3, ПК-6, СПК -1 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Коммуникативный тренинг как метод групповой психологической работы. 2. Направления тренинговой работы. 3. Особенности психологического воздействия в поведенческом тренинге. 4. Специфика гуманистической модели проведения тренинга. 5. Базовые идеи функционирования Т-группы. 6. Т-группы, Е-группы, S-группы: критерии сходства и различия. 7. Способы взаимодействия ведущего и группы в коммуникативном тренинге. 8. Сущность субъект-субъектного и субъект-объектного общения. 9. Понятие и характеристики обратной связи. 10 Цели и задачи коммуникативного тренинга. 11. Стратегии ведения групповой работы. 12. Фазы коммуникативного тренинга, их содержание. 13. Предмет диагностики и психологические методы диагностики коммуникативной компетентности в рамках тренинга. 14. Организация и проведение групповой дискуссии. 15. Правила и нормы взаимодействия участников в группе. 16. Активные методы групповой работыТ. 17. Динамические процессы в тренинговой группе. 18. Эффективность тренинговой работы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Алексина, Т. А. | Деловая этика [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата - Гриф УМО ВО | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Лавриненко В.Н. | Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата | ЮРАЙТ, 2018 | www.biblio-online.ru/book/E780867A-CAB6-4C76-AF44-AE3659EC379E. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузнецов И.Н. | Деловое общение: | Изд-во: Издательство "Дашков и К" , 2017 | Электронный ресурс ЭБС Лань https://e.lanbook.com/book/93544#book_name |
Л2.2 | Штукарева, Е.Б. | Культура речи и деловое общение: учебное пособие | Перо, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445886 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета или экзамена. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |