МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг коммуникативной компетентности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.психол.н., профессор, Ральникова И.А

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Тренинг коммуникативной компетентности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обучение студентов магистратуры организации и проведению коммуникативного тренинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, цели, задачи, этапы, принципы организации и проведения тренинга коммуникативной компетентности; принципы, приемы и методы самоорганизации и саморазвития, использования творческого потенциала из области теории и практики коммуникативного тренинга;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о способах самоорганизации и саморазвития, раскрытия ресурсов креативности в отношении собственной личности; разрабатывать и реализовывать программы тренинга коммуникативной компетентности с целью предупреждения нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в профессиональной деятельности; разрабатывать и реализовывать программы коммуникативных тренингов с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами и самоорганизации и саморазвития, раскрытия ресурсов креативности в отношении собственной личности; опытом, приемами, принципами, процедурами организации, проведения программы тренинга коммуникативной компетентности в условиях оказания психологической помощи по предупреждению отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков, профессиональной деформации; опытом участия в программах и реализации программ коммуникативных тренингов с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Коммуникативный тренинг как метод групповой психологической работы
1.1. Теоретические и методологические основы коммуникативного тренинга Практические 1 2 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп Практические 1 2 ОК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Коммуникативный тренинг как метод групповой психологической работы Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основы организации и проведения коммуникативного тренинга
2.1. Структура коммуникативного тренинга Практические 1 2 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Демонстрационный тренинг коммуникативной компетентности Практические 1 6 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Основная характеристика организационно-подготовительной, вводно-ознакомительной, диагностической и коррекционной фаз тренинга. Сам. работа 1 5 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.4. Принципы организации и проведения коммуникативного тренинга. Сам. работа 1 5 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в тренинге. Сам. работа 1 5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.6. Эмоциональная сфера как аспект воздействия в тренинговой работе. Роль ведущего в тренинге. Сам. работа 1 5 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.7. Модели тренинговой работы Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.8. Разработка и экспертиза программы коммуникативного тренинга. Сам. работа 1 20 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.9. Зачет 1 4 ОК-3, ПК-6, СПК -1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Коммуникативный тренинг как метод групповой психологической работы.
2. Направления тренинговой работы.
3. Особенности психологического воздействия в поведенческом тренинге.
4. Специфика гуманистической модели проведения тренинга.
5. Базовые идеи функционирования Т-группы.
6. Т-группы, Е-группы, S-группы: критерии сходства и различия.
7. Способы взаимодействия ведущего и группы в коммуникативном тренинге.
8. Сущность субъект-субъектного и субъект-объектного общения.
9. Понятие и характеристики обратной связи.
10 Цели и задачи коммуникативного тренинга.
11. Стратегии ведения групповой работы.
12. Фазы коммуникативного тренинга, их содержание.
13. Предмет диагностики и психологические методы диагностики коммуникативной компетентности в рамках тренинга.
14. Организация и проведение групповой дискуссии.
15. Правила и нормы взаимодействия участников в группе.
16. Активные методы групповой работыТ.
17. Динамические процессы в тренинговой группе.
18. Эффективность тренинговой работы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексина, Т. А. Деловая этика [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата - Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Лавриненко В.Н. Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата ЮРАЙТ, 2018 www.biblio-online.ru/book/E780867A-CAB6-4C76-AF44-AE3659EC379E.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Деловое общение: Изд-во: Издательство "Дашков и К" , 2017 Электронный ресурс ЭБС Лань https://e.lanbook.com/book/93544#book_name
Л2.2 Штукарева, Е.Б. Культура речи и деловое общение: учебное пособие Перо, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445886
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета или экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.