Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 40 | 40 | 40 | 40 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Дмитриева Л.М.
1.1. | Цель курса - ознакомление студентов с основными современными проблемами РКИ лингвометодического характера, которые в последнее время активно разрабатываются в зарубежной и отечественной русистике. Актуальность курса обусловлена ростом значимости русского языка в современном мире, новыми для жителей России и Зарубежья возможностями международного и межкультурного взаимодействия. Целью освоения курса является обеспечение необходимой теоретической и методической подготовки в области преподавания русского языка как иностранного, способствующей формированию методического мышления и освоению метаязыка методики как науки и являющейся определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-3 | владением системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей |
ПК-17 | способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать: современные методики и технологии организации и реализации процесса обучения русскому языку в полиэтнической и поликультурной среде, современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | подбирать методический материал для занятий РКИ; проводить практические занятия по РКИ; разрабатывать учебно-методические материалы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть: навыками разработки и реализации методик, технологий и приемов обучения русскому языку в полиэтнической среде, навыками систематизации и обобщения методического опыта в области преподавания русского языка как родного и неродного в полиэтнической и поликультурной среде. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методика преподавания РКИ: новые тенденции | ||||||
1.1. | Учет национально-культурных особенностей коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур. | Лекции | 5 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
1.2. | Общедидактические и педагогические основы обучения РКИ | Практические | 5 | 6 | ОПК-3, ПК-17 | Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Лингвистические, социолингвистические и лингвокультурологические основы обучения РКИ | Сам. работа | 5 | 10 | Л1.2 | |
Раздел 2. Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных учащихся в процессе изучения русского языка | ||||||
2.1. | Комплексное обучение русскому языку в совокупности со страноведением России. Русская культура и РКИ. | Лекции | 5 | 4 | Л1.1 | |
2.2. | Урок русского языка как иностранного. Средства обучения РКИ | Практические | 5 | 8 | ОПК-3, ПК-17 | Л1.1 |
2.3. | Обучение чтению и письму на русском языке как иностранному | Сам. работа | 5 | 10 | Л1.1 | |
Раздел 3. Лингвистические и методические аспекты проблемности в преподавании РКИ | ||||||
3.1. | Характер проблемных задач. Проблемные задачи в рамках фонетического блока; частей речи, синтаксических единиц. Проблемность РКИ в работах психологов и лингвопсихологов. | Лекции | 5 | 4 | Л2.1 | |
3.2. | Обучение аудированию и говорению на русском языке как иностранному | Практические | 5 | 8 | ОПК-3, ПК-17 | Л2.1 |
3.3. | Методика обучение русскому произношению, лексике, грамматике | Сам. работа | 5 | 20 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Аннушкин В.И. | Знакомиться легко, расставаться трудно: | М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Лань», 2017 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Розанова С.П., Шустикова Т.В. | Лексические трудности при изучении русского языка: учебное пособие | "Флинта", 2016 // ЭБС «Лань», 2016 | ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/book/84324 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щукин A.H. | Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие: Учебное пособие | М.: ФЛИНТА, 2017. — ЭБС "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Методика преподавания РКИ | metodika-rki.livejournal.com | ||
Э2 | Федотова. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. Практический курс | bookz.ru | ||
Э3 | Шипелевич Л. Методика обучения русскому языку как иностранному и перспективы ее развития | jows.pl | ||
Э4 | Методика преподавания РКИ | ppt-online.org | ||
Э5 | Peterlang | www.peterlang.de | ||
Э6 | Рукописные памятники Древней Руси | www.lrc-lib.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студенту необходимо подготовить развернутый план-конспект урока по Русскому языку как иностранному по выбранной теме. |