МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проективные методы в клинической психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Проективные методы в клинической психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение знаний об основных проективных методиках, используемых в научной и практической работе психолога;
приобретение умений по оценке личностных особенностей субъекта с учетом возраста проективными средствами;
научиться определять уровень развития познавательной сферы личности;
приобрести умения диагностики психомоторики;
научиться определять эмоциональные состояния личности в диагностическом проективном материале.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Перечислить основные периоды возрастного развития определяемого умениями графологической деятельности субъекта;
Описать качественное содержание стадий развития графологической деятельности субъекта;
Рассказать о средствах проективного измерения познавательной сферы личности;
Объяснить возможности и ограничения применения проективных инструментов при диагностике эмоциональных состояний субъекта в разных возрастах.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять проективные техники, направленные на оценку личностных особенностей субъекта;
Распознавать характеристики стадий развития графологической деятельности субъекта в контексте оценки личностных особенностей;
Интерпретировать качественные параметры проективных методик при оценке психомоторики и эмоциональных состояний субъекта;
Привести диагностические показатели, позволяющие диагностировать уровень познавательной сферы личности, характеристики психомоторики и признаки эмоциональных состояний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Предложить проективный инструмент для решения конкретной практической задачи оценки личностных особенностей субъекта в контексте определенного возрастного периода;
Произвести оценку личностных особенностей субъекта в конкретном возрастном периоде при помощи проективных методик;
Составить схему проективного диагностического обследования эмоционального состояния субъекта;
Определить ценность проективного инструмента при диагностике познавательной сферы, психомоторики и эмоциональных состояний субъекта в конкретном возрастном периоде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История изучения проективных методов в психологии
1.1. Историко-психологический аспект изучения проективных методов Лекции 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Проективные методики как психометрические и клинические инструменты Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Подходы понимания проективного механизма Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Теоретико-методологические основания проективного метода исследования
2.1. Основные психологические характеристики проективных средств Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Подходы к анализу проективного метода в психологии Сам. работа 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Метод свободных графических ассоциаций в исследовании психических явлений человека Сам. работа 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. История развития изобразительной деятельности человека Сам. работа 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Анализ условий осуществления проективного метода Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Психодиагностика и коррекция эмоциональных состояний проективными средствами
3.1. Графические показатели эмоциональных состояний личности в рисунке человека Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Оценка графических показателей эмоциональных состояний личности в рисунке человека Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Тест М. Люшера Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Символика цветопредпочтения и формоопределения в конструировании индивидуального пространства личности Сам. работа 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Специфика форм окружающих человека и формирование смыслового контекста Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Функциональное и структурное значение цветов в тесте М. Люшера, их группировка и обозначение Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Выполнение письменной работы по предложенной теме Сам. работа 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Специфика исследования психических процессов проективными средствами
4.1. Классический метод пиктограммы А.Р. Лурия Лекции 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Трансформации метода пиктограммы Практические 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Модификации теста «Проективный рисунок человека» К. Маховер Сам. работа 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Метод графической ассоциации, развиваемый последователями А.Р. Лурия Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности графическими средствами
5.1. Проективные методы исследования личности Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Основа конструирования методологии при разработке методик графических ассоциаций личности Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Рисуночный тест Э. Вартегга Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.4. Формальные критерии оценки и принципы уровневой диагностики, предлагаемые рисуночным тестом Э. Вартегга Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.5. Психографический тест предпочтений ТиГР А.В. Либина и В.В. Либина Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.6. Анализ основных детерминант изучения системы «фрустрации-агрессии» Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.7. Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.8. Определение и анализ профилей реакции на фрустрацию: принципы работы с таблицами Практические 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.9. Письменная работа "Психологическое заключение по тесту фрустрационных реакций С. Розенцвейга" Сам. работа 5 3 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.10. Проективная методика исследования личности Hand-тест Э. Вагнера (Т.Н. Курбатовой, О.И. Муляр) Практические 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.11. Принципы интерпретации и возможности анализа результатов Hand-тест Э. Вагнера Сам. работа 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.12. Экзамен Экзамен 5 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История развития и особенности появления проективных методов в психологии.
2. Оценка вербальных, изобразительных и экспрессивных проективных методик.
3. Проективные методики как психометрические и клинические инструменты.
4. Психологические характеристики проективных средств.
5. Основные классификации проективных методик.
6. Специфика графического метода, особенности и ограничения применения.
7. Язык «проективного» исследования, диалогическое понимание проекции.
8. Проективный метод: основные подходы к анализу.
9. «Двойной» психологический анализ в психологии.
10. Рисуночный метод и его место среди проективных методов исследования личности.
11. История развития изобразительной деятельности человека.
12. Анализ символического пространства рисунка.
13. Краткий анализ основных направлений применения графических изображений при изучении личности.
14. Тест Макса Люшера: особенности создания теста и методика проведения.
15. Функциональное, структурное значение, группировка и обозначение цветов в тесте Люшера.
16. Модификация теста Люшера – метод цветовых выборов (МЦВ).
17. Символика цвета и формы в конструировании индивидуального пространства личности.
18. Экспериментальные исследования цветовых предпочтений и воздействие цвета на организм человека.
19. Теоретические основы методики пиктограмм (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
20. Клинико-психологические аспекты применения метода пиктограммы в экспериментальных исследованиях.
21. Специфические «типы переживания» и конструирование «жизненных миров» в концепции Ф.Е. Василюка.
22. Трансформация метода пиктограммы: подход Ф.Е. Василюка, Б.Г. Херсонского.
23. Основная характеристика оценочных категорий Hand-теста Э. Вагнера.
24. Принципы интерпретации и возможности анализа результатов Hand-тест Э. Вагнера.
25. Особенности конструирования психографического теста предпочтений ТиГР А.В. Либина и В.В. Либина.
26. Диагностика индивидуальных предпочтений и стиля человека, как интегрального формально-динамического параметра индивидуальности.
27. Типовые характеристики графических изображений фигур, принятых в тесте ТиГР (согласно выявляемому стилю человека).
28. Диагностические возможности и характеристика методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга.
29. Возможности и ограничения при интерпретации результатов по тесту С. Розенцвейга.
30. Анализ применения Hand-теста среди правонарушителей, для уточнения различных форм психопатологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы психологического заключения
1. Проанализируйте результаты теста М. Люшера. Сделайте расчет вегетативного компонента по формуле.
2. Проанализируйте результаты теста М. Люшера. Высчитайте и объясните индекс тревоги.
3. Обоснуйте и прокомментируйте результаты Психографического теста предпочтений ТиГР А.В. Либина и В.В. Либина.
4. Проанализируйте Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Сделайте анализ основных детерминант изучения системы «фрустрации-агрессии».
5. Проанализируйте Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Выделите и объясните понятие фрустрационной толерантности.
6. Сделайте описание методики изучения фрустрационных реакций.
7. Проиллюстрируйте на примерах модификации теста «Проективный рисунок человека» К. Маховер. Выделите и объясните компонент личностной проекции в рисунке человеческой фигуры.
8. Проанализируйте результаты теста Э. Вагнера (Hand-тест), сделайте заключение по предложенному образцу.
9. Проанализируйте уровневый профиль по результатам Теста Э. Вартегга, приложите к заключению разработанный бланк диагностики и описания результатов.
10. Сделайте подробную интерпретацию рисунка поведения человека, составьте психологическое заключение по результатам, предложите рекомендации по психологической работе с испытуемым.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Чиркова Ю.В., Колосова Т.А. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Практические занятия направлены на развитие самостоятельности студентов, на приобретение и закрепление умений и навыков по дифференциации теоретико-методологических основ конкретных проективных средств, их применения, анализа, интерпретации и составления психологического заключения по полученным результатам. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных в рабочей программе дисциплины источников по исследуемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений, составлять таблицы диагностических признаков, выписывать правила, принципы и последовательность интерпретации, принятые в каждой конкретной методике.
На практических занятиях, посвященных анализу методологических проблем проективного метода, предлагается воспользоваться вопросами для самоанализа деятельности студента, чтобы оценить уровень своей подготовленности по теме, разделу.
К практическим занятиям по анализу проективных методик – тест М. Люшера, пиктограмма, Hand-тест Э. Вагнера, тест С. Розенцвейга студентам предлагается на занятиях иметь при себе результаты соответствующих методик для последующего формирования навыков анализа, интерпретации и составления заключения по результатам.
Практическое занятие по анализу результатов теста М. Люшера предполагает функциональный и структурный анализ результатов. Студентам рекомендуется ознакомиться с предложенной литературой, выписать последовательность анализа цветового ряда, функциональные группы цветов, порядок расчета вегетативного компонента и физиологической нормы.
Практическое занятие по рассмотрению метода пиктограммы предполагает ознакомление с различными трактовками современных трансформаций структуры анализа результатов метода. Студентам предполагается ознакомиться с трактовками, выписать значимые для анализа и интерпретации результатов признаки. Составить формализованный набор этапов анализа и интерпретации в каждом варианте трактовки результатов.
Практическое занятие по изучению Hand-теста Э. Вагнера предполагает ознакомление с примерами диагностики значимых категорий ответов испытуемого. На занятиях предполагается подробный психологический, подкрепленный своими диагностическими примерами разбор результатов и составление психологического заключения (характеристики) личности.
Практическое занятие по анализу результатов теста С. Розенцвейга предполагает ознакомление с вариантами проведения детского и взрослого вариантов методики, а также особенностей интерпретации результатов (анализ образцов, анализ вариантов, анализ стратегий поведения и закономерностей изменения стратегий поведения испытуемого). По результатам анализа каждый студент получает задание для составления индивидуального психологического заключения по результатам детского или взрослого вариантов диагностики.

Методические указания студентам для написания психологических заключений
Психологические заключения выполняются студентами по самостоятельному получению результатов каждой конкретной проективной методики. В заключении обязательно присутствует бланк-опрос с результатами испытуемого, протокол ответов по схеме конкретного теста (обратиться за разъяснениями к преподавателю), интерпретация показателей по тесту и выводы, рекомендации испытуемому. Для успешного выполнения задания студенту необходимо ознакомиться с литературой, указанной в рабочей программе дисциплины, содержанием лекций, принимать активное участие в обсуждении проблемных вопросов на практических занятиях по соответствующим проблематикам и аккуратно, последовательно по схеме излагать, анализировать материал и делать выводы по диагностическим результатам. Психологическое заключение может быть выполнено в течении одной – двух недель, в зависимости от темы заключения (уточнять у преподавателя) и сдано непосредственно преподавателю в письменном виде в очередное назначенное время.


Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.