МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной исторической науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 24
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 24 24 24 24
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преп., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Демчик Е.В.

Рабочая программа дисциплины
История отечественной исторической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46_03_01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013г. N 1061.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «История отечественной исторической науки» нацелен на формирование целостных и устойчивых представлений относительно закономерностей возникновения и развития отечественной исторической науки во взаимосвязи с мировой исторической наукой, а также способности к оценке состояния и текущих задач российской исторической науки на современном этапе ее функционирования и адекватного применения полученных знаний в научно-исследовательской работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-7 способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3: основные принципы историографического анализа, алгоритмы построения научных рецензий, отзывов и историографических очерков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам подобного рода.
ПК-5: основные отечественные историографические подходы к определению места человека в историческом процессе и его роли в политической организации общества, взгляды на проблему насилия в истории, представленные российскими историками различных временных отрезков.
ПК-7: основные этапы и вехи эволюции отечественной исторической мысли, ведущие отечественные теоретико-методологические и историографические школы, их идейно-смысловые постулаты; важнейшие исторические, историко-философские и историко-религиозные концепции, разработанные в отечественной исторической и социальной среде в IX – начале XXI в.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3: рационально применять категориально-терминологический аппарат дисциплины в учебно-образовательной деятельности и научно-исследовательской практике; создавать историографические тексты (статьи, рецензии, отзывы), осуществлять историографические и историософские исследования.
ПК-5: анализировать идейно-политические, социокультурные и индивидуально-личностные факторы динамики истории отечественной исторической мысли; использовать фундаментальные и прикладные знания в области истории отечественной исторической науки для разработки учебно-образовательных и просветительских программ; выделять предпосылки, последовательно, аргументировано и ясно выстраивать свой взгляд на историю отечественной исторической науки как на важную часть исторического прошлого и истории страны.
ПК-7: анализировать методологическое оснащение отечественных историков, историографических школ и направлений в широком хронологическом промежутке с древнейших времен до наших дней; обобщать познавательные моменты в творчестве ученых, продвигающих историческое знание для своего времени; в сопоставлении с предшествующими этапами развития науки выделять аспекты, методологические установки и концепты в творчестве ученых, как дискредитированные и опровергнутые современной историографией, так и сохраняющие для нее принципиальное значение.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3: культурой исторического мышления; способностью к сложноструктурному обобщению и системному анализу отечественных историографических источников различных периодов; способностью к восприятию и обработки новой историографической информации, к постановке исследовательской цели в историографическом исследовании и выбору путей её достижения.
ПК-5: навыками обозначения и отстаивания в обществе уважения к истории и традициям нашей страны, принципов патриотизма, прав и свобод человека, демократических норм общественной жизни; способностью определять роль насильственных/ненасильственных факторов в динамике отечественной исторической мысли и ведущих историографических концепциях отечественных историков.
ПК-7: навыками репрезентации концептуальных положений известных отечественных историографических школ, способностью их критического сопоставления и формулировки прогноза историографической ситуации на ближайший период развития отечественной исторической науки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс. Предмет историографии как одной из исторических дисциплин. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями.Возникновение исторических знаний и их развитие (с древнейших времен до XVIII в.).
1.1. Предмет историографии как науки, ее место в системе исторических наук и значение изучения. Методология исторической науки: теория и метод. История развития и смены методологических принципов познания прошлого. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Предмет историографии как науки, ее место в системе исторических наук и значение изучения. Методология исторической науки: теория и метод. История развития и смены методологических принципов познания прошлого. Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Теоретико-методологические проблемы истории исторической науки. Практические 8 2 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Превращение исторических знаний в науку. Историческая наука периода рационализма и просветительства.Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли.
2.1. Исторические взгляды М.В. Ломоносова. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Исторические взгляды М.В. Ломоносова. Практические 8 4 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Творчество Н.М. Карамзина как итог достижений русской исторической науки XVIII в. и начало ее нового этапа. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Творчество Н.М. Карамзина как итог достижений русской исторической науки XVIII в. и начало ее нового этапа. Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Развитие русской исторической науки на стадии господства методологии романтизма, немецкой классической философии и позитивизма (вторая половина 20-х – начало 90-х гг. XIX в.).
3.1. С.М. Соловьев – выдающийся историк XIX в. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. С.М. Соловьев – выдающийся историк XIX в. Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.3. В.О. Ключевский – выдающийся историк пореформенного периода и начала XX в. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Государственная школа о путях и факторах развития истории России Практические 8 4 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений. Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Создание Н.Я. Данилевским оригинальной историко-философской концепции культурно-исторических типов. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Создание Н.Я. Данилевским оригинальной историко-философской концепции культурно-исторических типов. Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Распространение марксизма в России. Г.В. Плеханов. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.9. В.И. Ленин о методологии исторического познания. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Историческая наука начала XX в. в условиях поиска новых теорий познания.
4.1. Творчество П.Н. Милюкова. Сам. работа 8 4 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Исследования Н.П. Павлова-Сильванского. Сам. работа 8 4 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Исторические взгляды П.Н. Милюкова и Н.П. Павлова-Сильванского Практические 8 4 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Исторические взгляды Н.А. Рожкова. Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Историческая наука в советское время (1917 г. – начало 1990-х гг.).
5.1. Особенности и основные периоды развития исторической науки в советское время. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Идеологические и организационные воздействия на отечественную историческую науку в первые годы после Октябрьской революции Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Идеологизация в совесткой исторической науке на примере "Краткого курса истории ВКП(б)" Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.4. Историческая наука с середины 1950-х до начала 1990-х гг. Сам. работа 8 4 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.5. Место советской исторической науки в общем ходе эволюции российской науки. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Российская историческая наука в постсоветский период.
6.1. Методологическое обновление науки. Структура современной исторической науки Лекции 8 4 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
6.2. Методологическое обновление науки. Структура современной исторической науки Сам. работа 8 4 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
6.3. Ведущие школы и направления современной отечественной историографии Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ к зачету

1. Предметно-целевая область и методология историографии отечественной истории. Проблема историографического факта и историографического источника
2. Этапы становления и развития историографии как научной дисциплины
3. Место историографии среди исторических дисциплин и ее соотношение с социально-гуманитарными науками. Принципы, подходы и компоненты историографического анализа
4. Общая методологическая характеристика современного этапа развития отечественной исторической науки
5. Методологические принципы исторического и историографического анализа. Методы историографии как науки
6. «Начало русской историографии» - историческая литература Киевской Руси и периода феодальной раздробленности
7. Генезис идеи единого русского государства в памятниках исторической мысли XV – XVI вв.
8. Историческая мысль XVII в.
9. Политические, социально-культурные и гносеологические предпосылки рационализации исторической мысли. Исторические труды первой четверти XVIII в.
10. Петр I как «отец имперской истории»
11. Историческая концепция В.Н. Татищева
12. Исторические концепции М.М. Щербатова и И.Н. Болтина
13. «Купеческие» историки: М.Д. Чулков, И.И. Голиков, П.И. Рычков
14. Теоретико-методологические взгляды Н.М. Карамзина. Н.М. Карамзин – «певец государства Российского»
15. Проблема романтизма в отечественной исторической науке
16. «Критическое» направление в отечественной исторической науке
17. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
18. Организационная деятельность М.В. Ломоносова и иностранных историков (Г.Ф. Миллера, Г.З. Байера и др.) по развитию отечественной исторической науки. Роль и значение М.В. Ломоносова в развитии отечественной исторической науки, образ М.В. Ломоносова в дореволюционных и современных исторических работах
19. Историческая концепция генезиса Российской государственности в трудах М.В. Ломоносова (по «Краткому российскому летописцу» и «Древней российской истории от начала российского народа…»): оценка древнейшего периода истории России вплоть до смерти Ярослава Мудрого
20. Проблема оценки личности Петра I в работах М.В. Ломоносова (по «Описанию стрелецких бунтов и правления царевны Софьи» и «Слову похвальному блаженныя памяти государю императору Петру Великому»)
21. Специфика теоретико-методологических позиций С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Теория колонизации как важнейший фактор развития истории России
22. Становление «государственных» подходов в творчестве С.М. Соловьева. Оценка С.М. Соловьевым основных событий истории России
23. В.О. Ключевский о наиболее значимых явлениях истории России
24. Особенности отражения в творчестве декабристов факторов исторического развития и проблем государственного строя с древности и вплоть до начала XIX в.
25. Историко-юридическое направление в отечественной дореволюционной историографии
26. Методология истории А.С. Лаппо-Данилевского: неокантианство (кантианская традиция) или что-то большее?
27. Общие основания методологии и конкретно-исторические взгляды П.Н. Милюкова.
28. Н.П. Павлов-Сильванский – «отец феодализма на Руси». Трактовка историком содержательной сущности феодализма и основных движущих сил исторического процесса
29. Исторические взгляды В.И. Ленина
30. «Первый советский историк» - М.Н. Покровский
31. Причины мощного системного идеологического воздействия государственной власти на историческую науку в первые годы после Октябрьской революции
32. Изменение структуры высшего исторического и обществоведческого образования в первые годы после прихода к власти большевиков
33. Место и роль ВКП(б) в истории российского и советского государства в изложении «Краткого курса истории ВКП(б)». Предыстория создания учебника
34. Оценка «Кратким курсом истории ВКП(б)» тенденций и основ социально-экономического и общественно-политического развития России пореформенного периода
35. Институты Красной профессуры как явление отечественной исторической мысли
36. «Дело Платонова» и судьба школы М.Н. Покровского
37. Дискуссии о феодализме в отечественной исторической науке 20-х – начала 30-х гг. как отражение становления в России марксистской исторической науки
38. Отечественная историческая наука в годы ВОВ
39. Отечественная историография в первые годы после ВОВ
40. Советские историки-крестьяноведы о сущности социально-экономических процессов эпохи феодализма (на примере уральских и сибирских историков)
41. Математическое моделирование исторических процессов в советской исторической науке
42. Уральская «модернизационная школа» и теория модернизации как универсальная идея исторического развития
43. Современная историческая урбанистика: основные теоретические постулаты и специфика исследований
44. Организационная структура современной отечественной исторической науки
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ

1. «Нельзя сказать, чтобы российская историческая литература страдала бедностью книг и статей; но сравнительно немногие из них написаны с ясным осознанием научных требования и потребностей... Очень часто писатель, набегом, подобно крымцу старых времен, налетавший на русскую историческую жизнь, с трех слов уже судит и рядит о ней; едва принявшись за изучение факта, спешит составить теорию, особенно если дело касается так называемой истории народа. Отсюда у нас больше любят кольнуть исторический вопрос, чем решить его, обследовав тщательно. Отсюда в нашей историографии больше взглядов, чем научно обоснованных фактов, более доктрин, чем дисциплины». (В.О. Ключевский)
2. «Священная история это вовсе не поток, а совокупность моментов, в которых провидению угодно было “раскрыть” божественный смысл исторических судеб человечества. Иначе говоря, речь идет об одной единственной человеческой истории, но которая, во-первых развертывается в двух планах: в смысловом (в сфере небесной) и в событийном (“деяния”) и, во-вторых, состоит из двух родов принципиально отличных деяний - человеческих и “божественных” (хотя и над первыми - “воля божья” - вечно витающая и проявляющая себя сила)». (М.А. Барг)
3. «Методологический кризис, составляющий неотъемлемый компонент историографической революции, рельефно выражающий ее идейно-теоретическую неравномерность и разнонаправленность вместе с тем скрывает за сумятицей методологических приоритетов и исследовательских практик определенную логику развития исторической мысли». (Б.Г. Могильницкий)
4. «Деятельность М.Н. Покровского значительно способствовала тому, что в историческое изображение прошлого вводятся злободневные, чисто партийные мотивы и лозунги. Историческая наука превращается в служанку политики». (А.А. Кизеветтер)
5. Вся наша история – продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования (П.Я. Чаадаев).

Темы рефератов

1. Основные методические приемы написания рецензии
2. Междисциплинарные школы и научные подходы в новейшей отечественной историографии
3. Тенденции развития исторической мысли XVII в.
4. М.К. Любавский: недооцененный историк «государственной» школы
5. Проблема подготовки научно-педагогических кадров в советский период
6. Марксистская и немарксистская историческая наука: проблемы определения и классификации
7. Борьба тенденций в отечественной исторической мысли 20-х-30-х гг. XX в.
8. Проблема романтизма в отечественной исторической науке
9. Становление научного соперничества «московской» и «петербургской» школ в отечественной историографии
10. Дискуссии об азиатском способе производства в отечественной науке
11. Предпосылки развития исторической мысли в России в первой четверти XVIII в.
12. Особенности просветительской тенденции в отечественной историографии
13. Рационализм и идеализм в отечественной исторической мысли: вечная борьба двух противоположностей
14. Организационная структура отечественной исторической науки в советский период
15. Школьные и вузовские исторические учебники XX в.: между идеологией и фактами
16. Монархическая идея в отечественной историографии
17. Образы русских историков в художественной литературе
18. Проблема своеобразия исторического пути России в русской историографии
19. Русские историки рубежа ХIХ-ХХ веков о своем времени и о судьбах России
20. Популяризация научного исторического знания как социальная функция исторической науки
21. Традиция популяризации исторического знания в дореволюционной отечественной науке
22. Н.М. Карамзин и его влияние на развитие отечественной культуры. Научное и художественное в творчестве Н.М. Карамзина
23. Славянофильская концепция истории России
24. История России в концепции К.Д. Кавелина
25. «Запад» и «Восток» в концепции истории России В.О. Ключевского
26. Концепция русской культуры В.О. Ключевского
27. В.О. Ключевский: портреты российских самодержцев
28. Проблемы методологии истории на рубеже Х1Х-ХХ вв.
29. Учебники по русской истории С.Ф. Платонова в социокультурном пространстве России на рубеже XIX-XX веков
30. Национальная научная традиция и ее осмысление в трудах В.И. Вернадского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.И. Кареева.
31. А.С. Лаппо-Данилевский как историк науки и культуры и его роль в организации отечественной исторической науки
32. П.Н. Милюков: творческая судьба и политическая карьера
33. П.Н. Милюков об истории советского общества (эмиграционный период творчества)
34. «Легальный марксизм» в русской историографии (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский)
35. Концепция истории Н.А. Бердяева
36. Социальный заказ и невостребованная историческая наука (писали ли советские историки «в стол»?)
37. История и идеология: проблема взаимосвязи в практике послере-волюционного десятилетия
38. «Русские евразийцы» в исторической науке ХХ века (С.П. Мельгунов, Г.В. Вернадский и др.)
39. Кампания борьбы с «космополитизм
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наумова Г.Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 М.Ф. Румянцева, Л.Б. Сукина Основы теории исторического знания : : учебное пособие УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454376
Л1.3 Наумова, Г. Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаппо-Данилевский, А.С. Методология истории: М. : Издательский дом «Территория будущего», , 2006 biblioclub.ru
Л2.2 Репина Л.П. История исторического знания: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э4 Курс на Moodle "История отечественной исторической науки" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библ-ка эл. ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu/index.html
Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Режим доступа: http://leb.nlr.ru/
Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки. Режим доступа: www. shpl.ru
Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «История отечественной исторической науки» нацелен на формирование целостных и устойчивых представлений относительно закономерностей возникновения и развития отечественной исторической науки во взаимосвязи с мировой исторической наукой, а также способности к оценке состояния и текущих задач российской исторической науки на современном этапе ее функционирования и адекватного применения полученных знаний в научно-исследовательской работе. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 2 ЗЕТА/ 72 часа. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа.
Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы с историческим документом/исторической задачей в группах. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний (максимум – до 6 баллов). Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной исторической проблемы, поиск информации в источнике, обработку исторических сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы.
Технические требования к рефератам.
Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам.
Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные аспекты развития и функционирования отечественной исторической науки. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий социальных или исторических явлений по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 15 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 30 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий.