МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и возрастная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 157
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 157 157 157 157
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Смирнова я.К.

Рецензент(ы):
Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Общая и возрастная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, к.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, к.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать систему психолого-педагогических знаний, необходимых для профессиональной деятельности учителя.
Сформировать у студентов представление о предмете, методах и задачах психологии, основных категориях, месте среди других наук о человеке.
Сформировать представление об основных теоретических направлениях психологии познакомить с закономерностями психической деятельности отдельного человека и группы людей, методах изучения личности и социальной общности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
ОПК-3 готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия
ПК-1 способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- цели и задачи психологии как науки;
- теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке;
- психические явления, категории, понятия, методы изучения и анализа закономерностей становления и развития психики, научные направления в психологической науке;
- методы и результаты классических и современных исследований психических процессов, состояний и свойств.
3.2.Уметь:
3.2.1.- составлять общий план работы по заданной теме, предлагать методы исследования и способы обработки результатов, проводить исследования по согласованному с руководителем плану, представлять полученные результаты.
- устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека;
- осмысливать и применять общепсихологические знания о когнитивной, эмоциональной, мотивационной, рефлексивной, оценочно-притязательной, интерактивной (поведенческой) сферах личности при постановке и разрешении профессиональных задач в области научно-исследовательской и практикоориентированной деятельности;
- организовывать, осуществлять и анализировать собственную активность (рефлексивность) в области профессионального самосовершенствования, выбор адекватных траекторий профессионального саморазвития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- систематическими знаниями по направлению деятельности; углубленными знаниями по выбранной направленности подготовки, базовыми навыками проведения научно-исследовательских работ по предложенной теме.
- категориальным аппаратом научной психологии для выполнения и реализации различных целей (исследовательских, прикладных и практических, преподавательских, профилактических, просветительских (эмпирических) исследований);
- основами профессионального психологического мышления анализа различного рода психологических ситуаций с позиций общей психологии;
- информацией об актуальных проблемах и современном состоянии общепсихологических исследований психического мира человека;
- методами организации, проведения научно-исследовательской, педагогической, профилактической работы;
- применением общепсихологические научные результатов в прикладных и практических областях психологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Место психологии в системе наук о человеке и обществе История и методы психологии Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Отрасли психологии и связь психологии с другими науками Сам. работа 1 10 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л1.3
Раздел 2. Психика и сознание
2.1. Мозг и психика Психологическая теория деятельности Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3
2.2. Мозг и психика Сам. работа 1 10 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.3. Диагностические возможности исследования функциональной асимметрии головного мозга человека Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.4. Сознание. Соотношение сознательного и бессознательного. Сам. работа 1 10 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Психические процессы
3.1. Психология ощущений и восприятия Память как процесс отражения прошлого опыта Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л1.2
3.2. Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Психология мышления и воображения Сам. работа 1 1 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Психические состояния человека
4.1. Общая характеристика психических состояний Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Психологические особенности измененных состояний сознания человека Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Психическая регуляция поведения и деятельности Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Приемы тренировки внимания Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Эмоции и чувства Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Психология личности
5.1. Индивидные и индивидуально-психологические особенности личности Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Диагностические возможности и ограничения исследования индивидуально-психологических особенностей личности Практические 1 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.3. Теории темперамента Сам. работа 1 10 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.4. Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности Практические 1 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
6.1. Проблема феномена общения в психологической науке Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.2. Общение и речь Сам. работа 1 8 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.3. Межличностные отношения и взаимодействия Сам. работа 1 8 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.4. Психология малых групп Практические 1 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.5. Межгрупповые отношения и взаимодействия Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Введение в психологию личности
7.1. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 8. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Движущие силы и условия развития личности.
8.1. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Движущие силы и условия развития личности. Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.2. Современные исследования в области психологии личности Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.3. Жизненный путь человека как история индивидуальности Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 9. Общее представление о структуре личности
9.1. Общее представление о структуре личности Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
9.2. Уровни субъектных проявлений личности. Личность как индивидуальный и социальный субъект Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л1.3, Л1.2
Раздел 10. Психология индивидуальности личности
10.1. Психология индивидуальности личности Практические 1 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
10.2. Психология способностей. Индивидуальные особенности познавательных процессов личности Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 11. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь
11.1. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь Практические 1 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
11.2. Структура "Я" и ее исследование в разных направлениях психологии Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 12. Развитие личности и возрастной онтогенез
12.1. Проблема развития личности Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.2
12.2. Периодизации психического развития в онтогенезе Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.3. Экзамен 1 9 ОК-3, ОПК-3, ПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/89F9EFB5-4377-4A69-A008-56CA2D7C74FD
Л1.2 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. : Учебник М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Иванников В.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. : Учебник М.:Издательство Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Е. Кравцова Психология и педагогика. Краткий курс : учебное пособие М. : Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э2 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э4 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
Э5 1. Виртуальная библиотека по психологии [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm.
Э6 2. Практическая психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psynet.narod.ru/main.htm
Э7 3. Психея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psycheya.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения компетенций при изучении, закреплении знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в рамках программного материала дисциплины (курса, модуля) студентам заочной формы обучения рекомендуется организовать самостоятельную работу:
1.Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение теоретического (лекционного) материала и материала учебников и учебных пособий.
2.Анализ теоретической информации по вопросам, заданиям к аттестации по дисциплине. Поиск основных понятий и терминов в информационно-справочных и поисковых, электронных образовательных системах; в том числе с составлением структурно-логических схем, систематических таблиц, опорного (план-) конспекта и т.п.

Методические рекомендации подготовки самостоятельной работы (практическое, семинарское занятие, коллоквиум):
При подготовке письменной работы (реферата, доклада, эссе ...) учитывается качество, как самой работы, так и её устной защиты, представления. К письменной работе (реферату) предъявляются следующие требования:
1.Корректность сформулированных целей и задач работы и соответствие им содержания работы.
2.Самостоятельность подхода автора к раскрытию темы, в том числе формулировка и обоснование собственного подхода к решению исследовательских проблем.
3.Логичность и структурированность изложения материала, включая качество введения и заключения, связь и преемственность между частями работы, между теоретическими и практическими аспектами исследования.
4.Качество проведенного анализа и умение пользоваться методами научного исследования, включая качество анализа имеющихся в литературе подходов к исследованию рассматриваемых проблем.
5.Правильность формулировок, точность определений, грамотность изложения.
6.Корректность использования источников, в том числе соблюдение правил составления списка литературы, актуальность источников, использование источников на иностранных языках.
7.Соответствие оформления реферата установленным требованиям, аккуратность оформления, отсутствие в тексте орфографических и грамматических ошибок (особенно при использовании специальной терминологии).
8.Соответствие работы стандартам профессиональной этики.


Методические рекомендации подготовки к тестированию
Тестирование в учебном процессе используется в целях текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.
Оценочные материалы содержат вопросы по материалу всего курса (промежуточная аттестация) или части курса (текущая аттестация) и носят компетентностно-ориентированный характер.
В целях подготовки к текущей/промежуточной аттестации, студенту следует просмотреть все имеющиеся и рекомендуемые материалы, представленные в печатном или электронном виде. Если какая-либо тема вызывает затруднения при самостоятельном изучении, необходимо вынести ее обсуждение на занятии/консультации, предварительно сообщив об этом преподавателю.
Выполнение тестовых заданий позволяет оценить уровень знаний студентов и выявить возможные пробелы. Большое количество допущенных ошибок (более 50%) свидетельствует о недостаточно полном усвоении материала.