МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р психол.наук, профессор, Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Лужбина Н.А.

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 21.11.2014 г. № 1505 Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова О.П., д-р психол. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова О.П., д-р психол. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса заключается в содействии формирования и развития психолого-педагогической компетентности студентов на основе знания и понимания ключевых закономерностей и механизмов образовательного процесса.
Задачи курса:
- интегрировать и систематизировать базовые знания студентов по психологическим аспектам педагогической деятельности;
- сопровождать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности студентов, опыта творческого использования знаний по педагогической психологии в практике образовательного процесса;
- познакомить студентов с современным состоянием научно-психологического обеспечения обучения и воспитания при организации учебно-воспитательного процесса и возможностями управления интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;
- обеспечить овладение студентами профессионально-значимыми умениями и навыками психолого-педагогического конструирования и анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирования их эффективности при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности;
- содействовать ценностному личностному самоопределению студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, осознанию и применению личностно-ориентированных и развивающих основ педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах
ОПК-2 готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач
ПК-1 способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о ресурсно-информационных базах для осуществления практической деятельности в сфере образования.
- современные проблемы психолого-педагогической науки и образования; виды и приемы современных психолого-педагогических технологий; роль и место образования в жизни личности и общества.
- современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностику и оценивание качества образовательного процесса по различным образовательным программам.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно использовать методы получения сведений об основных ресурсно-информационных базах для осуществления практической деятельности в сфере образования.
- систематизировать и реализовывать знание современной педагогической психологии и образования в профессиональной деятельности.
- применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, осуществлять диагностику и оценивание качества образовательного процесса по различным образовательным программам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- получения сведений об основных ресурсно-информационных базах для осуществления практической деятельности в сфере образования.
- осмысления и критического анализа ведущих тенденций в развитии современной педагогической психологии.
- применения современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностики и оценки качества образовательного процесса по различным образовательным программам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы педагогической психологии
1.1. Общенаучная характеристика педагогической психологии и основные этапы ее становления и развития Лекции 1 1 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания Практические 1 1 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные этапы становления и развития педагогической психологии как науки Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Современное образование как расширение возможностей развития личности Практические 1 1 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Современное образование как расширение возможностей развития личности Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Психологические аспекты обучения
2.1. Психологические основы обучения Лекции 1 1 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Соотношение обучения и развития Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Общепсихологическая характеристика учебной деятельности Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. Учебная мотивация Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Общий анализ учебного процесса и структуры учебной деятельности Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.9. Психологические основы типов обучения Практические 1 1 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л2.1
2.10. Системы развивающего обучения Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Особенности теории и практики развивающего образования Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Психологические особенности личности и деятельности педагога
3.1. Педагог как субъект педагогической деятельности Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Психологические аспекты личности и деятельности педагога Практические 1 1 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Психологические аспекты личности и деятельности педагога Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Психологические закономерности педагогического общения Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Психологические закономерности педагогического общения Практические 1 1 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Психологические основы воспитания
4.1. Сущность и психологические методы воспитания Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Психолого-педагогические аспекты воспитания Практические 1 1 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Психологические основы методов воспитания Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Отечественные и зарубежные методики воспитания Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Зачет 1 4 ОК-4, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.2 И.В. Марусева Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Габай Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 32 шт., 2010
Л2.2 Т. В. Манянина Коммуникативная компетентность в педагогическом общении (в аспекте психологической культуры педагога) : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 78 шт., 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Курс с Мудл "Педагогическая психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.